ИГИЛ* все еще представляет смертельную угрозу для региона, несмотря на недавние военные поражения группировки. Министр иностранных дел Катара Мухаммад бен Абдуррахман аль-Тани предупредил, что террористическая организация может снова поднять голову, если Вашингтон и его арабские союзники не смогут снять причины, способствующие распространению религиозного экстремизма.
Как пишет Washington Times в статье ISIS remains mortal threat to Middle East, Qatari envoy warns Мухаммад бен Абдуррахман аль-Тани сказал, что военные победы над ИГИЛ* важны, но идеология террористической группировки должна быть подавлена, "чтобы была возможность одержать победу над любой версией организации, поднимающей голову". По словам шейха аль-Тани, часть ИГИЛ*, вероятно, растворилась в общем населении Ближнего Востока, и страны всего региона должны ”более чутко реагировать на потребности своего народа, чтобы заполнить вакуум, который привел к созданию [подобных] организаций”. Министр иностранных дел Катара на этой неделе посетил Вашингтон, чтобы принять участие в предварительном ”стратегическом диалоге”. В интервью The Washington Times дипломат затронул широкий круг других вопросов, включая будущее ядерной сделки с Ираном, растущие экономические связи между Катаром и Соединенными Штатами, а также серьезный дипломатический тупик, в котором находится Катар и другие арабские союзники американцев в регионе.
Его замечания о необходимости проявлять бдительность в отношении терроризма заслуживают внимания, поскольку Катар обвиняется Саудовской Аравией и другими арабскими державами в поддержке террористических групп и радикального ислама. Почти восемь месяцев назад Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и ОАЭ объединились, чтобы начать экономическую и дипломатическую блокаду против Катара из-за слабой позиции страны по исламскому экстремизму. Разрыв между странами в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива привел к тому, что Вашингтон оказался в непростой дипломатической ситуации. Администрация Трампа отказалась полностью встать на сторону Саудовской Аравии из-за интересов Америки в Катаре.
В дополнение к крупным инвестициям американских компаний, таких как Exxon Mobil Corp, в нефтегазовый сектор Катара, в этой стране расположена самая стратегически важная военная база Вашингтона в Персидском заливе. На авиационной базе Эль-Удейд, расположенной недалеко от Дохи, размещено Центральное командование ВВС США. База имеет решающее значение для военных операций США на Ближнем Востоке, Афганистане и Южной Азии.
В интервью The Associated Press министр обороны Катара Халид бин Мухаммед аль-Аттия заявил, что его страна согласилась расширить базу, чтобы разместить больше военнослужащих США и предоставить территорию для их семей.
Саудовская Аравия и другие страны заявляют, что Доха финансирует джихадистские группы, такие как ХАМАС и ”Братья-мусульмане”, и имеет тесные экономические связи с Ираном. Катар совместно с Тегераном владеет огромным морским газовым месторождением в Персидском заливе, которое за последние годы способствовало росту Дохи как крупного игрока на Ближнем Востоке.
Ответная реакция
Шейх аль-Тани сказал, что обвинения Саудовской Аравии и других стран преувеличены и были высказаны для того, чтобы оправдать попытку сдерживания экономического подъема Дохи. ”Наша страна подвергается несправедливой агрессии”, - заявил он, добавив, что претензии Саудовской Аравии и других стран создали ”ненужную проблему в регионе”. Что касается отношений с Ираном, шейх заявил, что в общей торговле арабского мира с Ираном ”доминируют Объединенные Арабские Эмираты, которые обвинили Катар в укреплении связей с Ираном”. ”Каким образом мы можем сблизиться с Ираном, если мы выступаем против иранской политики в Сирии, Ираке и Йемене?”, - сказал аль-Тани. Он с осторожностью говорил об иранской ядерной сделке, которую президент США Дональд Трамп подверг резкой критике, но другие стороны сделки, в том числе Европейский союз, Китай и Россия, продолжают поддерживать. ”Мы не были частью сделки, - сказал шейх аль-Тани. - Но нам необходимо убедиться в том, что любая ядерная программа, которая будет разработана в Иране, будет мирной. Иран является нашим соседом, и нам нужно сотрудничать с ним таким образом, чтобы на безопасность всего региона не влияла какая-либо конфронтация и чтобы гарантировать, что Иран не сможет дестабилизировать нас”.
Шейх сказал, что несмотря на посреднические усилия США, он не испытывает оптимизма в связи с быстрым прекращением дипломатического раскола в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива. ”Запугивание ни к чему не приведет, это точно, - сказал аль-Тани. - Ситуация будет исчерпана, если каждая страна поймет, что права и обязанности всех наций равны”. Он заявил, что Катар при поддержке США неоднократно и безрезультатно призывал к диалогу с саудитами и остальными странами. ”Другая сторона не заинтересована, - сказал аль-Тани. - Президент Трамп пригласил всех в Кэмп-Дэвид. Мы согласились, а они просто отклонили приглашение”.
Связи с Трампом
На фоне усиления раскола катарцы пытаются сблизиться с Вашингтоном, чтобы заручиться поддержкой администрации Трампа, в то время как он сам пытается выработать ближневосточную политику. В рамках сближения Катар увеличил инвестиции в экономику США. Помимо текущих сделок на продажу оружия, стоимостью десятки миллиардов долларов, шейх аль-Тани призвал к крупным инвестициям в финансовые услуги США, здравоохранение, технологии и энергетику.
В последние месяцы Доха не раз выражала свою готовность инвестировать в LNG Golden Pass в Техасе, совместное предприятие Qatar Petroleum и Exxon Mobil, создание которого было предложено для облегчения возможного выхода США на глобальный рынок СПГ.
Госсекретарь Рекс Тиллерсон, бывший генеральный директор Exxon Mobil, имеющий связи с Дохой, призвал Катар занять более агрессивную контртеррористическую позицию. В июле Доха подписала с Вашингтоном особый меморандум о взаимопонимании по борьбе с терроризмом, пообещав бороться с финансированием террористических организаций со стороны лиц, имеющих банковские счета в Катаре.
Катар в августе нанял американскую компанию Financial Integrity Network, которой руководят бывшие сотрудники контртеррористических служб США, чтобы закрыть лазейки, которые позволяли процветать финансированию терроризма в Катаре.
Шейх аль-Тани сказал, что результаты стали очевидны в ходе стратегического диалога, проведенного на этой неделе с администрацией Трампа. Тиллерсон попал на первые полосы всех газет на Ближнем Востоке во вторник, когда стоя рядом с министром иностранных дел Катара в Вашингтоне, заявил, что Доха добилась ”значительного прогресса в деле активизации усилий по борьбе с терроризмом”. ”Признание Соединенными Штатами роли Катара в борьбе с терроризмом, - сказал шейх, - является очень сильным заявлением правительства Соединенных Штатов в ответ на все обвинения против нас со стороны стран, проводящих блокаду”.
*ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации