По мере того как террористическая сеть ИГИЛ* уступает территории в Ираке и Сирии, боевики все чаще используют хаос в Ливии, позиционируя страну как свой пункт возрождения. Как пишет Fox News в статье ISIS, squeezed out of Iraq and Syria, now 'regrouping' in Libya, analysts say, после отступления из своего ливийского ”халифата” в Сирте в конце прошлого года боевики перегруппировываются и вербуют новых последователей в сельских районах к югу от главной восточно-западной прибрежной магистрали и в дальнем западном городе Сабрата, который находится всего в 60 милях от тунисской границы.
”Их главная боевая сила поступает из Туниса, поэтому Сабрата становится центром концентрации боевиков, - сказал Fox News известный аналитик, занимающийся вопросами террористической деятельности, Роберт Янг Пелтон. - ИГИЛ может быстро возродиться в Ливии”. Полковник Ахмед аль-Мисмари, представитель Вооруженных сил Ливии, сказал Fox News, что ИГИЛ* впервые появилась в Ливии в конце 2013 года, еще до своего господства в Ираке, и была создана из ополчений, связанных с организацией ”Братья-мусульмане” и диссидентов ”Аль-Каиды” в ливийском восточном портовом городе Дерна возле египетской границы. Но со временем ИГИЛ*, как представляется, переместила своих оперативников с восточной египетской границы и теперь собирается ближе к западной тунисской стороне. По словам аль-Мисмари, террористическая группировка недавно создала лагеря в 25 милях к востоку от города Бени-Валид, а также к югу от Сирта.
Мохамед Гасри, пресс-секретарь и старший командир отряда ”Аль-Буньян Аль-Марсус”, который вел кровопролитные сражения с боевиками ИГИЛ* в Сирте, заявил на прошлой неделе, что они также наблюдают за передвижениями группы к югу от Сирта, где она ”пытается перегруппироваться и прорвать линии наших войск на юге”. Джозеф Фэллон, эксперт по исламскому экстремизму и научный сотрудник U.K. Defense Forum, согласился с тем, что ”ИГИЛ отступила на юг от Сирта, чтобы перегруппироваться”, и что его глобальную угрозу нельзя недооценивать. ”Здесь группировка может поставить под угрозу западные интересы путем партизанской войны, саботирующей нефтяные объекты и порты Ливии, а также используя целенаправленный терроризм для того, чтобы спровоцировать массовую миграцию людей и дестабилизировать соседние страны и Европу”, - сказал эксперт. Значительная часть нефтяных месторождений, резервов, а также основные нефтеперерабатывающие заводы Ливии расположена к югу от Сирта. В стране находятся крупнейшие в Африке запасы, и легкая нефть оптимального качества пользуется большим спросом. Несмотря на продолжающийся политический кризис, производство в Ливии на прошлой неделе поднялось до 885 000 баррелей в день, что в три раза больше уровня прошлого года. Это сделало регион еще более важным с точки зрения глобального нефтяного баланса, и присутствие ИГИЛ вызывает значительные опасения.
Террористическая группа использовала нефтяные месторождения в Ираке и Сирии в качестве средства для финансирования своего варварского правления. Ожидается, что в Ливию прибудет еще больше боевиков, так как давление на Ирак и Сирию растет. Насколько велика численность ИГИЛ* в Ливии в настоящее время, по-прежнему в значительной степени не установлено.
В марте генерал морской пехоты Томас Вальдхаузер, глава африканского командования вооруженных сил США, сообщил репортерам Пентагона, что число боевиков упало ниже 200 по сравнению с 5-6 тысячами годом ранее. Но пресс-секретарь африканского командования сказал Fox News на этой неделе, что их численность оценивается в 500 человек. В свою очередь, аль-Мисмари из ВС Ливии сообщил, что численность ИГИЛ намного выше - ”от 5 до 7 тысяч человек разных национальностей”. По словам Пелтона, у террористической группы есть хорошие шансы на восстановление территориальных потерь в Мосуле, Ракке и Сирте, поскольку продвинутая пропагандистская машина обеспечивает постоянный набор боевиков.
”ИГИЛ - это транснациональная франшиза, которая обеспечена финансированием, тренерами и PR-пакетами, - отметил Пелтон. - Они ищут группы, ребрендируют их, и затем эти группы проектируют образ международной организации с использованием стандартных логотипов, обмена сообщениями и даже критериев создания твитов и видео”.
После смерти ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году и последовавших маневров госсекретаря Хиллари Клинтон и администрации Обамы по поддержанию мятежников в стремлении к смене режима, Ливия как страна остается в затяжном состоянии конфликта, что создает питательную среду для возникновения жестоких боевиков. Государство наполнено радикальными ополченцами, оружием, торговцами людьми и двумя основными фракциями среди множества других конкурирующих.
Правительство Национального единства в Триполи, поддерживаемое США и возглавляемое премьер-министром Фаизом Сараджем, конфликтует с ВС Ливии, которые возглавляются поддерживаемым Египтом генералом Халифой Хафтаром в Бенгази. Американский сотрудник Правительства национального единства сообщил Fox News на условиях анонимности, что ”политический вакуум и отсутствие безопасности”, которые существуют в стране с 2011 года, позволили ИГИЛ укорениться” в Ливии. ”ИГИЛ по-прежнему представляет угрозу не только Ливии, - добавил официальный представитель США, - но и для ее соседей, Европы и США”.
*Террористическая организация, запрещенная в России