Вестник Кавказа

Грузия: внутриполитические итоги года

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Грузия: внутриполитические итоги года
© Фото: Сайт президента Грузии

В минувшем году главным термином в политическом лексиконе Грузии стала "коабитация". Иногда грузинские политики и эксперты говорили "Кохабитация". Кто от незнания, а некоторые – стремясь вложить в термин несколько ироничный смысл. Простые граждане, не разбирающиеся в тонкостях европейских языков, понимали это явление, или процесс как "сожительство" и "сосуществование" двух враждующих группировок: "грузинской мечты" (ГМ) Бидзины Иванишвили и Единого национального движения (ЕНД) Михаила Саакашвили. Их "сосуществование" весь год сопровождалось взаимными обвинениями и интригами и, якобы завершилось выборами нового президента – Георгия Маргвелашвили.

Маргвелашвили – представитель правящей коалиции. Согласно новой конституции, вступившей в силу со дня его инаугурации, глава государства наделен лишь представительскими функциями, а его возможности по влиянию на внешнюю и внутреннюю политику ограничены. Впрочем, в случае кризисов или противостояния между правительством и парламентским большинством, он получает дополнительные полномочия и сможет сыграть роль верховного арбитра, выходящего из тени в сложный период.
Впрочем, такой необходимости пока нет: между президентом, правительством и парламентским большинством царит полная идиллия. Однако возникает естественный вопрос: долго ли она продлится в условиях, когда основатель коалиции Бидзина Иванишвили ушел из политики и каждый раз подчеркивает свое категорическое нежелание вмешиваться в работу правительства в любой форме?

С другой стороны, в результате смены власти в Грузии создается уникальная для нее ситуация: ГМ состоит из самых разных политических сил, от правых до левых, от либералов до националистов. Причем их лидеры уже не скрывают, что в отсутствии такой "скрепы" как авторитет Бидзины Иванишвили, вполне могут разойтись по своим нишам в политическом спектре, то есть занять противоположные позиции по важнейшим вопросам внешней или внутренней политики.

В то же время, впервые за все годы существования независимой Грузии, именно в минувшем году в стране появилась по настоящему влиятельная оппозиция в лице бывшей правящей партии, а ее безусловный лидер – экс-президент Саакашвили - своей активностью в Украине и постоянными комментариями по внутриполитической повестки дня дает понять: из грузинской политики он не уходит и, при случае, вполне может вернуться на родину из США, где сейчас читает лекции в престижном университете Тафтса.

Плюрализм политической системы и наличие влиятельной оппозиции полезны для создания стране "европейского имиджа" и подписания с ЕС договора об ассоциации уже летом будущего года, но в прикладном плане это приводит к неспособности власти принять волевые решения, например, для кардинального улучшения отношений с Россией.

Кроме того, чиновничий менталитет не меняется в процессе кратковременной "кохабитации". Поэтому, несмотря на критику европейских политиков, новые власти, весь 2013 год, безуспешно пытались "стереть" ЕНД с политической карты путем ареста их лидеров и выдвижения против них тяжких обвинений. Но им этого не удалось, что и предопределяет будущее страны на ближайшие годы.
Судя по всему, несмотря на одновременный уход Михаила Саакашвили и Бидзины Иванишвили, "кохабитация" в Грузии продолжится между правящей командой и влиятельной, чрезвычайно опытной и нахально-дерзкой оппозицией, мечтающей вернутся во власть.

14025 просмотров