Вчера еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете попытался успокоить Иран в субботу, заверив, что ЕС по-прежнему привержен делу спасения ядерной сделки с Тегераном, несмотря на решение президента США Дональда Трампа выйти из соглашения и ввести санкции. Как отмечает Reuters в материале Europe reassures Iran of commitment to nuclear deal without U.S, в ходе своего визита в Тегеран Каньете сказал, что 28 стран ЕС, остающегося крупнейшим импортером иранской нефти, надеются увеличить объемы торговли с Ираном.
”Мы сообщаем нашим иранским друзьям, что пока они придерживаются ядерного соглашения, европейцы будут исполнять свои обязательства. И они нам ответили то же самое, - сказал Каньете на пресс-конференции. - Мы постараемся усилить торговые потоки, которые были оказались позитивными для иранской экономики”.
Руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи выразил надежду, что ЕС сумеет спасти сделку 2015 года, в рамках которой Тегеран согласился сдерживать свою ядерную программу в обмен на отмену большинства западных санкций. При этом он отметил: "Действия Америки показывают, что это не заслуживающая доверия страна в международных отношениях”.
После того как 8 мая Трамп сообщил о выходе из иранского соглашения, европейские страны заявили, что попытаются сохранить иранскую нефть и инвестиции, добавив, что будут бороться за гарантии, необходимые Тегерану. Великобритания, Франция и Германия считают сделку лучшим способом остановить получение Тегераном ядерного оружия, при этом они призвали Иран ограничить свое региональное влияние и обуздать ракетную программу.
Салехи исключил любую возможность пересмотра соглашения, отметив, что у Ирана есть несколько вариантов, в том числе возобновление 20-процентного обогащения урана, если европейские страны не смогут сохранить соглашение. Он добавил, что у ЕС осталось всего несколько недель, чтобы выполнить свои обещания: ”Если другая сторона будет продолжать придерживаться условий сделки, мы также будем соблюдать наши обещания. Надеемся, что ситуация не обостриться до такой степени, что нам придется вернуться к наихудшему сценарию. Есть разные варианты, мы можем начать 20-процентное обогащение”.
По соглашению 2015 года, уровень обогащения Ирана не должен превышать 3,6%. Иран прекратил производить 20-процентный обогащенный уран и отказался от большинства своих запасов в рамках соглашения. Уран, обогащенный до 20%, намного превосходит необходимый для работы гражданских атомных электростанций 5-процентный уран, хотя все еще значительно отстает от высокообогащенного до 80-90% урана, необходимого для ядерной бомбы.
Иран изо всех сил пытался извлечь выгоду из соглашения, отчасти из-за того, что односторонние санкции США мешают крупным западным инвесторам вести бизнес с Тегераном. Иранские официальные лица пытались заверить простых иранцев, разочарованных высоким уровнем безработицы и застойным уровнем жизни, что решение Трампа не повлияет на экономику, зависимую от нефти. ”К сожалению, из-за вмешательства США мы не смогли воспользоваться плодами Совместного всеобъемлющего плана действий, которых мы ожидали, - сказал Салехи. - Таким образом, общественное мнение не так благосклонно, как было раньше, и если другая сторона не будет придерживаться условий сделки, то СВПД будет продолжать терять поддержку среди народа”. Духовные лидеры Ирана опасаются возобновления январских антиправительственных протестов, которые подчеркивают уязвимость истеблишмента перед гневом народа, вызванным экономическими трудностями.