На прошлой неделе Министерство иностранных дел Казахстана объявило, что груз объемом 9,1 тысяч или 1686 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) был отправлен по железнодорожному маршруту из Ханоя. Он пройдет через Китай, Казахстан и Россию и прибудет в германский Дуйсбург всего через 20 дней. Caspian News в материале Caspian Forms Key To Eurasian Shipping Route Starting In Vietnam пишет, что представители Казахстанской национальной железнодорожной компании "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) и посольства Казахстана во Вьетнаме начали реализацию этого проекта в 2016 году.
До начала строительства железнодорожного маршрута сотрудники КТЖ посетили Донгданг и Лаокай - два железнодорожных пограничных перехода на границе Китая и Вьетнама, чтобы изучить, насколько выгоднее будет построить железнодорожную линию, соединяющую три азиатские страны, по сравнению с морским маршрутом, на который затрачивается 45-50 дней. Представители компании "Вьетнамские железные дороги" заявляют, что новый маршрут позволит увеличить объемы экспорта Вьетнама на Запад. Кроме того, Россия и Казахстан теперь могут поставлять на вьетнамский рынок сельскохозяйственную продукцию, включая мясо, молочные продукты и другие виды товаров, требующие быстрой транспортировки. Со своей стороны, Вьетнам теперь имеет возможность экспортировать морепродукты и тропические фрукты.
Казахстан и Юго-Восточная Азия уже соединены через казахстанско-китайский терминал Ляньюньган, расположенный в китайской северо-восточной провинции Цзянсу, который используется для экспорта казахстанской пшеницы во Вьетнам. Два страны соединит также железнодорожная линия, проходящая через вьетнамский железнодорожный терминал в Донгданге.
В 2017 году Вьетнам заключил торговое соглашение с Евразийским экономическим союзом (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). В 2018 году товарооборот между Казахстаном и Вьетнамом достиг $467,2 млн. Среди товаров, которые экспортирует Вьетнам - телефоны, компьютеры, электроника и сельскохозяйственная продукция, такая как рис, орехи кешью и перец. Из Казахстана Вьетнам импортирует химикаты, руды, минералы и пшеницу.
Казахстан рассматривает транспортный и судоходный маршрут как способ диверсифицировать зависящую от нефти и газа экономику. В настоящее время Астана думает об инвестициях в китайские глобальные инфраструктурные проекты, а также инициативу "Один пояс - один путь", предполагающую строительство автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов, стоимость которых оценивается более чем в $900 млрд, которые призваны повысить эффективность экономической и торговой деятельности на евразийском континенте.
Стороны уже создали особую экономическую зону "Хоргос - Восточные ворота", расположенную в шести километрах от пограничного перехода Алтынколь. Она позволяет Казахстану извлечь выгоду из автомагистрали Западная Европа - Западный Китай протяженностью 8445 км, которая считается самой длинной дорогой страны. Через Хоргос ежемесячно проходит 65 поездов, перевозящих грузы объемом примерно 6200 ДФЭ.