Вестник Кавказа

Что означает открытие тренировочного центра НАТО в Грузии

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе сообщил журналистам, что принципиальное соглашение об открытии в стране совместного тренировочного центра НАТО уже достигнуто и сейчас консультации ведутся лишь о том, где конкретно будет размещен этот новый объект. Причем они ведутся на самом высоком уровне - именно с этой целью недавно Тбилиси посетил заместитель генсека НАТО, опытный американский дипломат Александр Вершбоу. Он провел обстоятельные переговоры с президентом, премьером, председателем парламента и главой Минобороны страны, дав понять, что решение об открытии тренировочного центра НАТО окончательно и бесповоротно, предстоит лишь определить, где его разместят. Вершбоу посетил одно из возможных мест – бывшую военную базу РФ «Вазиани» в пригороде Тбилиси и остался доволен увиденным.

Тем временем, представители НАТО второго калибра пытаются разъяснить (судя по всему, в первую очередь Москве) в чем будет состоять предназначение военного объекта. Постпред альянса на Южном Кавказе Джеймс Аппатурай заявляет, что «учебный центр НАТО не направлен против России, важность его является символической и не имеет ничего общего с ситуацией в области безопасности в регионе. Цель центра - проведение тренингов и предложение лучших возможностей и навыков, которыми может поделиться имеющая военный опыт Грузия». Создается неверное впечатление, якобы НАТО помогает Грузии создать некий центр, в котором не инструкторы из стран НАТО, а сами грузинские военнослужащие станут обучать военных из далеких африканских стран ведению боевых действий.

Интерпретация будущего предназначения тренировочного центра как «символического объекта», расходится с восприятием в самой Грузии, где открытие любого военного объекта НАТО считается важным шагом вовлеченности НАТО в грузинские дела и гарантией безопасности. Кроме того, приуменьшение» спецпредставителем НАТО смысла тренировочного центра не стыкуется с заявлениями Вершбоу в Тбилиси — здесь он говорил о прямой увязке открытия тренировочного центра с событиями на Украине о приближении Грузии к полноправному членству в НАТО. Тогда Вершбоу подчеркнул, что военный объект будет открыт для других членов НАТО и стран-партнеров альянса. Тезис об открытии тренировочного центра содержался в итоговой декларации уэльсского саммита альянса, наряду с другими обязательствами в рамках пакета усиленного сотрудничества, предоставленного Грузии в прошлом году. Два других обязательства – по совместным военным учениям и увеличению персонала связного офиса НАТО - уже осуществлены.

Комментируя неминуемо негативную реакцию России на открытие в Грузии тренировочного центра, Вершбоу повторил известный тезис о том, что РФ не обладает правом вето на решения альянса: «Посмотрим, что будут делать русские, но мы не позволим им блокировать наши легитимные усилия».
Эти высказывания в ходе публичных встреч и двусторонних контактов перемежались с жесткими высказываниями Александра Вершбоу относительно российской политики на Украине, не оставляя ни малейших сомнений, что шаги НАТО в направлении Грузии – прямое следствие ускорения определенных процессов на постсоветском пространстве.

 

18395 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября