В связи с очевидным подтверждением успеха стратегии премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, направленной на усиление угрозы выхода из ЕС без сделки и требования уступок со стороны Брюсселя, атмосфера на Даунинг-стрит весьма оптимистичная, но счастье может быть омрачено нерешенными проблемами.
Как отмечает The UK in a Changing Europe в материале Boris Johnson’s Brexit deal: what’s in it and how is it different to Theresa May’s version? переговоры в Брюсселе позволили подготовить юридические документы о договоренностях в отношении Северной Ирландии и политическую декларацию, в которой в общих чертах излагается видение будущего отношений между двумя сторонами. Британское правительство на протяжении многих месяцев готовило новую версию Брекстиа, поэтому разумно поинтересоваться, чем она отличается от первоначальной сделки бывшего министра Великобритании Терезы Мэй. После первого прочтения текста создается впечатление, что изменений, на самом деле, не так много.
Северная Ирландия
Протокол по Северной Ирландии и Ирландии предлагает механизм поддержки, который позволил бы Белфасту продолжать сотрудничать с ЕС до тех пор, пока Великобритания и ЕС не согласятся изменить ситуацию. В связи с этим введение в документ раздела ”демократическое согласие” представляет собой важный сдвиг со стороны ЕС. Он обеспечивает Ассамблее Северной Ирландии механизм для голосования в поддержку положения протокола, требующий всеобщего одобрения. Таким образом, Великобритании больше не нужно одобрение ЕС, если она захочет прекратить действие соглашения о ”страховочном механизме”.
Однако требование одобрения большинством как юнионистских, так и националистических группировок делает выполнение это пункта крайне сложным, особенно с учетом того, что исполнительная власть Северной Ирландии распалась несколько лет назад и до сих пор не действует. Хотя Демократическая юнионистская партия (ДЮП) может контролировать голосование юнионистов, для того, чтобы привлечь националистов, необходимо будет создать гораздо более благоприятную среду для сотрудничества. Но даже если Стормонтский замок откажется от договоренностей, выход из соглашения будет продолжительным и весь процесс затянется. С точки зрения ЕС, договоренность в отношении Северной Ирландии обеспечивает определенную безопасность, главным образом потому, что решение зависит не только от Великобритании, которая не самый надежный партнер в последнее время.
Таможенные процедуры
Другое серьезное изменение касается таможенных процедур. Вместо создания временной таможенной зоны для всей Великобритании, пересмотренный протокол делает Северную Ирландию частью таможенной территории Великобритании. Поскольку этот шаг подразумевает пограничный контроль, предлагается довольно запутанная система взимания таможенных пошлин. В рамках предложенной системы будут взиматься пошлины с предприятий, в зависимости от того, откуда товары поступают и куда направляются, с возможностью различных исключений, которые будут согласованы в дальнейшем.
Новая система сложнее, чем предыдущая, но она позволяет Джонсону заявить о выходе всей Великобритании из таможенного союза ЕС и таким образом получить выгоду от любых новых торговых сделок. Главное изменение политической декларации заключается в том, что теперь Великобритания стремится к более независимым будущим отношениям, основанным на соглашении о свободной торговле, а не на участии в едином рынке или таможенном союзе ЕС.
Чем меньше, тем лучше?
Хотя все вышеперечисленные изменения заслуживают внимания, в совокупности они представляют собой лишь небольшую часть соглашения, предложенного Мэй в ноябре прошлого года. Протокол по-прежнему вступает в силу в конце переходного периода, и его суть в том, что Северная Ирландия в течение многих лет будет придерживаться нормативных стандартов ЕС. Как и у Мэй, в нынешнем варианте Брексита будущее отношений сторон неясно, по крайней мере, до тех пор, пока очередное британское правительство не обсудит и не ратифицирует соответствующий документ.
В ходе переговоров не были затронуты права граждан, их финансовые обязательства, полномочия судов ЕС в отношении принятия окончательного решения по спорным вопросам (важный пункт для сторонников Брексита в Консервативной партии) или институциональных механизмов для управления процессом. Даже после того, как Даунинг-стрит предложит новый проект, большинство жителей Великобритании будут помнить предыдущий вариант.
Скорее всего, правительство представит соглашение парламенту на специальном субботнем заседании 19 октября. Уже известно, что ДЮП не довольна пересмотренным текстом, поскольку правовое положение Северной Ирландии отличается от правового положения остальной Великобритании, поэтому получить ее голос будет сложнее, чем в предыдущий раз. Правительство надеяться, что новая версия сделки станет последней предложенной парламенту надеждой на урегулирование Брексита. Джонсон будет изо всех сил пытаться получить большинство, несмотря на колебания со стороны ДЮП.
Даже если ему удастся получить одобрение большинства, сохранение этого импульса для последующего принятия законопроекта о Брексите кажется маловероятным. На сегодняшний день новый текст не подписан всеми 27 странами-членами ЕС: им сейчас не хватает времени, чтобы просмотреть и одобрить соглашение, которое предполагает отказ от их прежней позиции. Иными словами, вариант Джонсона может провалиться подобно предложению Мэй.