Сегодня министры обороны России и Турции Сергей Шойгу и Хулуси Акар говорили по телефону о Сирии и договорились продолжить совместную работу для обеспечения стабильности в сирийских городах Идлиб и Талль-Рифат после того, как Москве и Анкаре удалось предотвратить гуманитарную катастрофу в этом сирийском регионе. Между тем, турецкое руководство продолжает развивать успех в процессе мирного урегулирования ситуации в сирийской провинции Идлиб. Во многом успех турецкой дипломатии обусловлен договоренностями, которые были достигнуты в ходе астанинской встрече глав России, Турции и Ирана.
Пресс-служба президента Турции Реджпепа Тайипа Эрдогана отмечает, что в результате содействия в обеспечении перемирия в Идлибе, Россия и Турция сумели предотвратить гибель более полутора миллионов человек. Тем не менее сложности остаются. Они касаются создания 20-километровой демилитаризованной зоны, которая позволит уделить больше внимания вопросам безопасности сирийско-турецкой границы. Теперь Анкара попытается развивать дипломатический успех путем участия в разработке новой сирийской Конституции.
Ситуация в Идлибе напрямую связана с вопросом о роли внешних игроков в вопросе восстановления САР, к чему Турция как страна с динамичным строительным сектором проявляет интерес. До войны в провинции Идлиб жило преимущественно сельское население, так как большую часть ее территории занимает плоскогорье, к которому примыкает плодородная долина аль-Габ. Очевидно, что в первую очередь будет восстанавливаться промышленный потенциал САР, в том числе пострадавшая инфраструктура. Это, вероятно, приведет к урбанизации послевоенной Сирии, что не может не привлечь внимания строительного бизнеса Турции. Во-первых, расстояние от Идлиба до турецкой границы всего 25 км, что значительно удешевляет затраты на доставку материалов. Во-вторых, через территории провинции проходят важнейшие автотрассы, восстановление которых напрямую открывает дорогу к средиземноморскому побережью Сирии.
Стабилизация ситуации в Идлибе может открыть путь турецким инвестициям в экономику этой провинции. Этому поспособствует обеспечение свободного передвижения жителей и товаров САР после восстановления транзитного сообщения по трассам Алеппо – Латакия и Алеппо – Хама. Реконструкция автодорог должна завершиться уже к концу 2018 года.
Вполне вероятно, что турецкий бизнес может побороться и за контракты в области железнодорожного сообщения. Железные дороги САР строили при непосредственном участии СССР, и сирийская сторона будет заинтересована в их модернизации.
Турецкие экономисты могут также поспособствовать аграрному возрождению САР, предложив Сельскохозяйственной палате Сирии предоставить Турции производителям землю под засевы. Компании, которые начнут сотрудничать с сирийскими партнерами сейчас, в жизненно важный для возрождения страны период, займут ключевые позиции в будущей экономике САР.
Участие Анкары в стабилизации обстановки в Идлибе позволяет турецкому руководству надеяться, что торговые и экономические связи между Сирией и Турцией будут сохранены через приграничные северные провинции. Турция уже инвестирует в развитие инфраструктуры в северном Алеппо.
Экономически Анкара не в состоянии удовлетворить все потребности послевоенной Сирии. Поэтому акцент делается исключительно на приграничные провинции с расчетом создать в будущем зону свободной торговли, способную привлечь, в том числе инвестиции из Китая.
Анкаре выгодно скорейшее мирное урегулирование еще и с той точки рения, что альтернативой ему может стать очередная антитеррористическая операция против курдских вооруженных формирований, которая потребует существенных финансовых затрат. Анкару беспокоит непредсказуемость будущего САР превращение страны в несостоятельное государство, где на значительных территориях сохраниться власть полевых командиров, которые могут представлять потенциальную угрозу национальной безопасности Турции. Новая военная операция рискует затянуться, поэтому, скорее всего, Анкара не станет отступать от намеченного курса на мирное урегулирование и восстановление Сирии, а для этого нужно не допустить эскалации обстановки в Идлибе и создать вариант буферной зоны вдоль всей границы с САР.