Вестник Кавказа

Будет ли сопутствовать успех Саргсяну?

Сусанна Петросян, Ереван

В политической жизни Армении происходят процессы, которые прямо соотносятся с принятыми на референдуме 6 декабря конституционными изменениями. Не успело общество оправиться от политически нелогичного шага по созданию правящей коалиции между самодостаточной и ресурсной Республиканской партией Армении (РПА) и маловлиятельной АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД), как начались новые процессы, обозначившие изменения в структуре правительства, а также в позиции главных игроков на политической карте.

По убеждению экспертов и те, и другие шаги направлены исключительно на усиление позиций президента Сержа Саргсяна, который уже сегодня начал готовиться к предстоящим в начале апреля следующего года парламентским выборам. К числу мер по усилению его позиций можно отнести изменения в структуре правительства. Речь идет об указе президента от 1 марта о разделении Минфина и Комитета по госдоходам (КГД) на два ведомства.

Новым председателем КГД стал человек из ближайшего окружения Саргсяна, сотрудник его администрации Ованнес Овсепян, проработавший 8 лет на посту руководителя Контрольной службы президента. Бывший руководитель этой структуры, в состав которой входили Минфин и КГД, Гагик Хачатрян остался в должности министра финансов. Эти две структуры были слиты воедино всего два года тому назад, а премьер Овик Абрамян неоднократно заявлял о необходимости оптимизации государственных ведомств. На недопустимость расширения чиновничьего аппарата не раз указывали и различные международные организации. И вот на фоне обещаний премьера, замечаний международных организаций и на фоне социально-экономического кризиса президент принимает решение о разделении двух крупных ведомств и фактическом увеличении чиновничьего аппарата. Причем на должность руководителя КГД, контролирующего финансовые потоки, президент Серж Саргсян назначил лично преданного человека.

Еще раньше, в соответствии с поправками в законодательство, принятыми в срочном порядке, Министерство по территориальному управлению было отделено от МЧС. Бывший глава суперведомства Армен Ерицян продолжает работу на посту руководителя МЧС, а министром по территориальному управлению, в соответствии с соглашением о политическом сотрудничестве между РПА и АРФД, назначен представитель АРФД Давид Локян. А это то ведомство, которое имеет рычаги для активного использования административного ресурса в областях во время выборов.

Оба эти назначения сильно ударили по позициям Овика Абрамяна, который не контролирует ни Давида Локяна, ни Ованнеса Овсепяна.

Остальные новые ключевые назначения сделаны в рамках той же логики - президент назначил на ответственные посты людей из своего ближайшего окружения.

Речь идет о новом руководителе Службы нацбезопасности Георгии Кутояне, занимавшем до этого пост заместителя генпрокурора. Кутоян проработал заместителем генпрокурора всего около двух недель, а до этого, пять лет, вплоть до 2016 года, занимал должность помощника Саргсяна. Новоназначенный шеф СНБ ранее в своей деятельности никогда не соприкасался со сферой национальной безопасности.

Это касается и бывшего зампреда Контрольной палаты Левона Йоляна, назначенного указом президента на пост министра энергетики и природных ресурсов и никогда ранее не имевшего отношения к сфере энергетики. Йолян признался, что ему необходимо время для ознакомления с проблемами энергетики. Он, как и Овсепян, накануне конституционного референдума был назначен зампредом агитационного штаба "Да" правящей РПА. Наблюдатели считают, что эти назначения Овсепяна и Йоляна стали вознаграждением за их работу в штабе.

Сегодня в Ереване много говорят о планомерном ослаблении позиций премьера со стороны президента, который после истечения президентского срока может занять кресло премьера. Благодаря конституционным изменениям и последующим за ними кадровым назначениям, в том числе и введением в состав правительства членов АРФД, президент ослабил позиции премьера. По словам политтехнолога Армена Бадаляна, создание коалиции, последние структурные и кадровые изменения сделали будущую политическую карьеру премьер-министра весьма неопределенной.

Сейчас в ряде областей, а также в полиции и в других ведомствах идут кадровые перестановки, но на ключевые должности люди назначаются по принципу личной преданности президенту. По словам политического обозревателя издания "7or.am" Карена Акопджаняна, президент действует, исходя из своих личных интересов: "Саргсяну действительно нечего сказать обществу. Он уже давно показал, что занят исключительно удовлетворением своих частных интересов и интересов своего узкого окружения. Примером этого могут служить последние кадровые назначения".

Таким образом, президент, инициировавший с целью воспроизводства своей власти конституционные изменения, обеспечивающие переход от президентской к парламентской форме правления, предпринимает активные шаги для подготовки к так называемому переходному периоду. Этот отрезок времени охватит интервал после парламентских выборов в апреле 2017 года и окончанием президентского срока Саргсяна в апреле 2018 года.

Пока в вопросе "обеспечения надежного тыла" президенту сопутствует успех. Однако один год - большой срок для того, чтобы все точно просчитать и не оказаться перед угрозой разного рода неожиданностей как в плане итогов парламентских выборов, поведения членов своей команды, так и действий внешних игроков.

25935 просмотров