Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выступил с идеей создания Консультативного совета Центральной Азии, на котором бы оперативно решались все возникающие в регионе вопросы. Эксперты считают, что слова Бердымухамедова следует рассматривать, как объявление миру о том, что Туркменистан начинает выходить из самоизоляции в условиях экономического кризиса.
По мнению Бердымухамедова, выступившего с этой инициативой на переговорах с президентом Киргизии Сооронбаем Жээнбековым, совещательный орган, под названием Консультативный совет глав государств Центральной Азии, мог бы создать формат для регулярных встреч и проводить заседания "по согласованной повестке поочередно в каждой из столиц стран региона". Он пояснил, что формат предусматривает формирование пятисторонней экспертной группы, которая "рассмотрела бы все предварительные содержательные и организационные аспекты", затем созыв специального совещания министров иностранных дел государств Центральной Азии "для выработки повестки дня и вынесения рекомендаций по организации встречи президентов пяти стран".
Бердымухамедов также обратил внимание киргизского коллеги на положение дел в Афганистане. Он заявил, что "военного решения афганской проблемы не существует". "Необходим общенациональный диалог с привлечением всех ответственных сторон при лидирующей роли ООН", – подчеркнул туркменский лидер, подтвердив готовность оказать этому процессу необходимое содействие. Он также отметил, что Туркменистан выступает за оказание более масштабной и адресной международной экономической помощи Афганистану, в первую очередь, через вовлечение страны в реализацию крупных инфраструктурных проектов в энергетике и транспорте. Примерами тому могут служить строительство газопровода Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия, прокладка линий электропередачи и оптико-волоконной связи по маршруту Туркменистан—Афганистан—Пакистан, сооружение железнодорожных магистралей из Туркменистана в афганском направлении.
Заявления Бердымухамедова неновы. В регионе в разное время выдвигались различные интеграционные инициативы. Например, еще в 2007 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением создать Союз центральноазиатских государств, заявив, что регион может полностью обеспечить себя продовольствием и энергетическими ресурсами за счет внутренних возможностей, и рынок при этом будет изобильным. Но проект не принял сколько-нибудь отчетливой формы.
Затем президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев предложил учредить консультативный совет глав государств Центральной Азии, позволяющий на высшем уровне обсуждать региональные проблемы и находить наилучшие пути их решения. Глава Узбекистана подчеркнул, что речь не идет о создании новой международной организации или какой-либо интеграционной структуры: "Деятельность новой платформы будет направлена исключительно на сверку часов по ключевым вопросам".
Лидеры стран региона уже провели первый региональный саммит. Мероприятие состоялось в Астане, и было приурочено к празднику Новруз. Тогда же было принято решение о создании Консультативного совета. Правда, туркменский президент встречу проигнорировал. Ашхабад представляла спикер парламента Акджа Нурбердыева и сын президента Сердар Бердымухамедов. Проведение второго Навруз-саммита запланировано на март будущего года в Ташкенте.
Эксперты считают, что экономический кризис в Туркменистане, пик которого пришелся на нынешний год, заставил Бердымухамедова повернуться лицом к региональной интеграции, основу которой заложил Ташкент и поддержала Астана. Активизация экономического сотрудничества по линии Узбекистан – Казахстан выглядит наиболее перспективной. Изменились отношения Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном. На 80% решены пограничные вопросы, открылись границы. И только Туркменистан остается на обочине регионального сотрудничества, не считая транспортных проектов, которые пока находятся в стадии обсуждения.
"Ашхабад ищет финансирование. Весь газ, который Туркменистан добывает, идет в Китай на погашение кредита. Поэтому Бердымухамедов обратился к идее создания регионального Консультационного совета с надеждой, что кто-нибудь заметит и начнет инвестировать в страну. Это, прежде всего, относится к Казахстану. Или кто-нибудь, что-нибудь построит. Это уже про Узбекистан. А соседние Киргизия и Таджикистан что-нибудь да купят", – сказал "Вестнику Кавказа" заместитель директора представительства Фонда "Евразийцы – новая волна" в Киргизии Денис Бердаков.
Руководству Туркменистана идея региональной интеграции, пока хватало денег на самоизоляцию, никогда не была интересной. Как отметил политолог, денег в казне нет. Это, очевидно, последняя попытка Ашхабада добыть денег. До этого были визиты в страны Ближнего Востока, Китай, Россию. Это уже третья или четвертая ступень. Поэтому Бердымухамедов решил перетянуть региональную интеграцию на себя. "Это объявление о том, что Туркменистан начинает выходить из самоизоляции в условиях экономического кризиса. Посыл к миру: я готов открываться, пустите меня в ваш региональный "клуб". А если у вас есть деньги, то я рад приветствовать вас", – отметил Бердаков.