С 24 октября ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) запустило регулярное железнодорожное движение скоростного поезда по маршруту Баку-Тбилиси-Баку. Между двумя соседними странами запущен состав Prima M4 французской компании Alstom Transportation S.A., которая уже зарекомендовала себя в Европе, обслуживая несколько самых престижных европейских направлений.
Локомотив Prima M4 способен разогнать поезд до скорости 160 км/ч. Это гораздо больше нынешних 70-90 км/ч, с которыми поезда по маршруту Баку-Тбилиси-Баку двигались до сих пор. Если до сих пор состав преодолевал это расстояние (около 550 километров) за 12 часов (включая остановки), то благодаря скоростному поезду, время в пути может сократится до 6-7 часов.
Однако, как заметил в беседе с "Вестником Кавказа" грузинский эксперт по транспортным коммуникациям Мамука Чантладзе, железнодорожным властям Грузии, в частности ЗАО "Грузинская железная дорога" (ГЖД) "придется осуществить важные инфраструктурные работы на своем участке, в том числе на железнодорожном полотне, чтобы Prima M4 смог проявить все свои возможности".
Чантладзе напомнил, что до сих пор, самый быстрый поезд, курсирующий в Грузии по маршруту Тбилиси- Батуми-Тбилиси швейцарской компании Stadler, развивает максимальную скорость 105 км/ч не потому, что не способен двигаться быстрее, а из-за проблем с инфраструктурой вдоль маршрута движения.
По мнению эксперта, на этот счет наверняка существует отдельная договоренность между правительственными структурами двух стран, иначе АЖД вряд ли приступила бы к осуществлению проекта. Иначе он мог бы оказаться затратным и малоэффективным даже несмотря на то, что по сообщению азербайджанской компании, новая система торможения, используемая в локомотиве Prima M4, "снижает энергопотребление, а наличие системы смазки гребней колес локомотивов продлевает срок их службы".
Билеты на новый поезд в кассах Тбилиси и через интернет уже продаются по цене $30-$70. Причем новый состав гораздо комфортнее поездов, которые до сих пор курсировали между Азербайджаном и Грузией, используя при этом вагоны 1970-х годов советского производства.
Для Грузии запуск нового скоростного сообщения с соседним государством означает рост туристического потока. Туризм за последние годы превратился в главную индустрию страны. Как сообщили "Вестнику Кавказа" в Национальной администрации туризма (НАК) Грузии, число азербайджанских визитеров неуклонно растет: если в 2017 году Грузию посетило 1301556 азербайджанцев, то в минувшем году уже 1424610. То есть рост – 9,5%. Та же тенденция сохраняется и в текущем году.
В Грузии надеются, что железнодорожники двух стран также договорятся о запуске поездов Баку-Батуми, что принесет огромную пользу Аджарским курортам: Батуми, Кобулети, Чакви и других. Туристу из Азербайджана, желающему отдохнуть на черноморском побережье, гораздо удобнее ехать без пересадок, чем менять поезда, даже если речь идет о смене комфортного Prima M4 на не менее комфортный Stadler.
Запуск скоростного поезда Баку-Тбилиси важен еще по одной причине: он стал "предвестником" комфортного пассажирского движения по маршруту Баку-Тбилиси-Стамбул по новой, только что завершенной магистрали, соединяющей железные дороги Азербайджана, Грузии и Турции. Пока новый путь тестируется и используется для грузовых перевозок маршрута Баку-Тбилиси-Карс, но изначально предполагалось, что эта магистраль будет востребована и для пассажирских перевозок.