Вчера находящийся с рабочей поездкой в Багдаде спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра иностранных дел Михаил Богданов встретился с представителями высшего руководства и энергетического сектора Ирака. Эти встречи стали продолжением переговоров, начавшихся в конце января в Москве, между главой МИД Сергеем Лавровым и его иракским коллегой Мохаммедом Хакимом. "Мы одинаково смотрим на пути выполнения резолюции 2254 СБ ООН по урегулированию сирийского кризиса, включая ликвидацию остатков террористических банд в Сирии и на территории соседнего Ирака, - заявил тогда Лавров.
Al Monitor в материале In Moscow, Iraqi foreign minister talks 'strategic cooperation' with Russia пишет, что главной темой переговоров было сирийское урегулирование. Во время визита Хакима в Москву Богданов как раз ездил в Каир, чтобы встретиться с министром иностранных дел Египта Самехом Шукри и генеральным секретарем Лиги арабских государств Ахмедом Абулем Гейтом. Несколькими днями ранее во время своего тура по Магрибу Лавров призывал арабские страны принять Сирию обратно в свою ”семью”. Примерно в то же время секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев посетил Египет и Объединенные Арабские Эмираты. ОАЭ недавно вновь открыли свое посольство в Дамаске, кроме того, страна поддерживает авиасообщение с Сирией. Бахрейн - еще одно государство Персидского залива, которое налаживает связи с Сирией. Саудовская Аравия также, возможно, займет более гибкую позицию в отношении сирийского урегулирования.
Если даже Лига арабских государств откажется восстановить членство Сирии, возобновлению взаимодействия с Дамаском уже положено начало. Страны Персидского залива, стремясь уравновесить влияние Ирана, смогут способствовать улучшению гуманитарной ситуации в Сирии, как только там начнется процесс восстановления.
В этих условиях Ирак стремится стать площадкой для диалога между различными региональными и глобальными субъектами. У Багдада, очевидно, есть свои интересы - в основном необходимость обеспечения безопасности вдоль границы с Сирией. Поскольку перспективы вывода американских войск из Сирии остаются неопределенными, этот вопрос становится все более актуальным для иракского правительства. Россия, со своей стороны, стремится продолжать оказывать поддержку иракскому аппарату безопасности и работать над двусторонними военно-техническими контрактами. Приоритетом остается поддержание координации между службами безопасности двух стран с целью устранения оставшихся террористических структур.
Торгово-экономическое партнерство между двумя странами было одной из главных тем переговоров Хакима в Москве. Во время встречи с Юрием Борисовым, вице-премьером и сопредседателем совместной Российско-Иракской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, Хаким обсудил возможности строительства промышленных объектов в Ираке в качестве меры по созданию новых рабочих мест. Ранее страны уже осуществляли совместные проекты в этой области: в 1960-х и 1970-х годах Советский Союз поддерживал индустриализацию ближневосточной страны. Более подробная информация о проектах будет обнародована на запланированном в марте заседании Межправительственной комиссии в Багдаде. На встрече Хакима и Борисова присутствовали специалисты Министерства энергетики России, а также других структур, работающих в этой области. Это свидетельствует о том, что нефтегазовая сфера становится одним из приоритетов в российско-иракских экономических отношениях. Обе страны являются основными экспортерами нефти и полагаются друг на друга в критически важном вопросе регулирования цен.
"В сфере инвестиций, прежде всего, в секторе углеводородов налицо очень хороший результат. «Лукойл», «Газпром нефть», «СоюзНефтеГаз» уже работают, «Роснефть» проявляет интерес к проектам в Ираке. Общий объем инвестиций в эту отрасль уже превысил 10 млрд долларов США", - сказал Лавров.
В Москве Хаким также встретился с группой российских сенаторов во главе с Константином Косачевым, председателем комитета по международным делам Совета Федерации. Подтвердив готовность развивать межпарламентские связи, законодатели подняли еще одну важную проблему, предложив обмен идеями о ”функционировании верхних палат”. Здесь следует отметить, что, хотя Конституция Ирака предусматривает наличие верхней палаты парламента, она так и не была сформирована.
До конца года планируется провести несколько культурных мероприятий, посвященных 75-летию российско-иракских отношений. Что касается образовательных программ, 4000 иракцев обучаются в российских университетах, а более 100 дипломатов прошли специальную подготовку в Дипломатической академии МИД России. В целом, визит Хакима в Москву демонстрирует наблюдателям как внутри страны, так и извне, что Ирак стремится сбалансировать свою международную политику и стать площадкой для диалога между различными участниками, как региональными, так и глобальными.