Согласно данным правительственного агентства статистики Geostat, во втором квартале этого года объем прямых иностранных инвестиций в грузинскую экономику значительно сократился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Если в апреле-июне 2016 года суммарные инвестиции в разные отрасли экономики составили $404,268 млн, то в этом году - всего лишь 346,6. Спад - 14%. Также снизился показатель за первое полугодие. В Грузию в этот период инвестировали 751 млн дол., что на 5,5% меньше данных за январь-июнь 2016 года. Замедление достаточно значительное, чтобы можно было говорить об общей тенденции сокращения иностранных инвестиций. Грузия рискует "соскользнуть" с позитивного тренда постоянного роста иностранных инвестиций. В прошлом году сумма составила $1,565 866 млрд. Это ненамного, но больше, чем в 2015 году.
Причина сокращения иностранных вложений не совсем ясна даже для самых компетентных экспертов. Конечно, инвестиционный климат несколько подпортило решение о запрете иностранцам покупать сельскохозяйственные земли, но в эту отрасль инвестиции были не очень значительны. Кроме того, нет никаких изменений в налоговом законодательстве, а политическая атмосфера в стране и международное положение Грузии остаются более или менее стабильными. Именно эти факторы на поток инвестиций. Правда, еще больше на крупных инвесторов оказывает влияние пример "коллег". Известно, что значительные инвестиции свидетельствуют о полезности и прибыльности капиталовложений в экономику той или иной страны, а решения авторитетных в финансовом мире фигур сами по себе говорят о перспективности инвестирования в экономику этого государства.
В этом смысле у Грузии все в порядке. Один из самых богатых людей мира - миллиардер Бидзина Иванишвили - активно вкладывает в развитие туристиечского кластера страны. Только проект строительства комплекса "Панорама-Тбилиси" в грузинской столице оценивается в миллиард долларов. Но Иванишвили все-таки живет в Грузии и считается неформальным руководителем правительства, а основанная им партия "Грузинская мечта" остается правящей. У других инвесторов таких привилегий и мотиваций может и не быть.
Зато в развитии грузинской экономики заинтересованы соседние государства. Именно они поддерживают Грузию в положительном тренде роста инвестиций. Лидером по объему вложений остается Азербайджан. В 2015 году соседняя страна инвестировала в Грузию $549,575 млн, а в минувшем - $557,883 млн. В первой половине 2017 года Азербайджан вложил в разные отрасли грузинской экономики больше всех - $224,187 млн.
Важно подчеркнуть, что в упомянутые объемы инвестиций не входит кредит для строительства стратегической ЖД магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК). В последние годы с этой целью Баку выделил Тбилиси два льготных кредита на общую сумму $775 млн.
Как заявил глава ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов, официальная церемония открытия БТК намечена на 28 октября. Ранее министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан рассказал, что по БТК потенциально можно будет перевозить 34-35 млн тонн грузов в год. «На начальном этапе по БТК ожидается перевозка до 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов. Наша же среднесрочная цель выйти на уровень перевозки 20-22 млн тонн грузов в год по этому коридору», - заявил Арслан.
Причем деньги азербайджанских инвесторов вливаются не только в сельское хозяйство и туристическую отрасль, но и в креативную индустрию, например в грузино-азербайджанское предприятие по производству сложной электроники AG telecom. Крупнейшим азербайджанским инвестором, конечно, остается энергетическая корпорация SOCAR, осуществившая за последние годы ряд масштабных проектов в нескольких регионах страны.
Накануне тревожной публикации Geostat, международная рейтинговая компания Moody's, впервые за последние годы, улучшила кредитный рейтинг Грузии с Ba3 до Ba2. В специальном заявлении Moody's говорится, что Грузия хорошо справилась с экономическим шоком, возникшим в 2014 году во всем регионе, и подчеркнула, что на этом фоне выявилась стойкость финансового сектора страны и государственных финансовых институтов к кризисам.
По словам министра финансов Грузии Дмитрия Кумсишвили, улучшение кредитного рейтинга стало "позитивным сигналом для иностранных партнеров и будет содействовать привлечению иностранных инвестиций и международного капитала в страну". Но, как заявил "Вестнику Кавказа" экс-министр финансов Давид Иакобидзе, каким бы важным показателем ни был кредитный рейтинг, он напрямую не связан с инвестиционным климатом. По мнению Иакобидзе, на снижение инвестиций повлиял запрет на продажу сельскохозяственной земли иностранцам, отсутствие в стране пенсионного фонда и прекращение девелоперских проектов по экологическим причинам.