Вестник Кавказа

Анкара готовит новую операцию в Сирии

Анкара готовит  новую операцию в Сирии
© Фото: Сайт президента Турции

Последние публичные заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана указывают на то, что страна планирует начать операцию против курдов в северной Сирии, которые действуют под знаменем Отрядов народной самообороны (YPG). Это подтверждает усиление турецких сил вдоль сирийской границы. Вопрос в том, когда начнется операция под кодовым названием "Меч Евфрата".

Как пишет Al-Monitor в статье Turkey hints at new operation in Syria, цитируя Эрдогана: "Мы решительно настроены еще глубже вонзить кинжал в самое сердце терроризма в Сирии". Под кинжалом он подразумевает операцию "Щит Евфрата", которая началась в августе 2016 года и закончилась в марте этого года. Отметив, что Анкара скоро предпримет "важные шаги", Эрдоган сказал: "Совершенно очевидно, что этот вопрос в Сирии уже давно вышел за рамки борьбы с террористической организацией".

Журналист Дениз Зейрек, хорошо знающий ситуацию в Анкаре, расшифровал заявление Эрдогана так: "Когда президент говорит, что проблема в Сирии уже давно вышла за пределы борьбы с террористической организацией, он имеет в виду планы России и США в отношении будущего Сирии. Эти страны каждый день открывают новые базы в Сирии. В своих проектах сирийской конституции они планируют создание автономных регионов для курдов". Зейрек также указал на усилия YPG по изменению демографии захваченных территорий.

Это красная линия для Анкары, которая негативно отнеслась к тому, что Соединенные Штаты предоставляют помощь YPG.  Согласно недавним сообщениям в СМИ, ссылающимся на правительственные источники, Вашингтон уже предоставил группировке танки. Позднее посольство США в Анкаре отрицало эти обвинения.

Вашингтон и Москва официально выразили свое недовольство, когда турецкие военные ударили по YPG. Обе сверхдержавы осудили атаки по позициям группы в апреле. Несмотря на напряженность в отношениях с Вашингтоном и Москвой из-за YPG, Турция остается частью возглавляемой США коалиции против ИГИЛ (запрещена в России), а также сотрудничает с Россией и Ираном в Астанинском процессе, целью которого является разрешение сирийского кризиса.

Турецкие, российские и иранские официальные лица встретятся в Тегеране на этой неделе, чтобы обсудить зоны деэскалации в Сирии. Ожидается, что они обсудят ситуацию в Африне и Идлибе. В случае успеха это может снизить напряженность в северной Сирии и отсрочить турецкую операцию. Риск для Анкары заключается в том, что проведение операции без благословения американцев и русских может еще больше ослабить ее позиции на сирийских переговорах. Тем не менее Эрдоган проявляет большую заинтересованность в этой операции.

Первые сообщения об операции "Меч Евфрата" появились в июне. Турция обеспокоена тем, что Вашингтон и Москва готовят основу для создания автономного курдского региона в Сирии вдоль границы с Турцией. Анкара намерена предотвратить это.

Анкара также активно критикует Бретта Макгерка, представителя США в коалиции против ИГИЛ. Проправительственные турецкие СМИ изобилуют статьями, обвиняющими Макгерка в попытке сформировать в Сирии курдское государство за счет Турции. По словам Эрдогана, новая операция в Сирии будет направлена против ИГИЛ. Однако Анкара дала понять, что Турция будет бороться со всеми террористическими организациями, включая YPG.

Достижение целей операции "Щит Ефрата" оказалось более сложным, чем ожидалось, и потребовало больше времени, чем планировалось, но турецкие военные и Сирийская свободная армия сумели отбить 2000 квадратных километров у ИГИЛ. Операция "Щит Ефрата" также помогла предотвратить планы курдов по захвату большого участка территории между городами Кобани на востоке и Африном на западе. Оба города удерживаются YPG. Территория между ними, простирающаяся от турецкой границы на севере до Эль-Баба на юге, контролируется Турцией и Сирийской свободной армией.

После перестановок в турецких вооруженных силах главной задачей новых сухопутных, воздушных и военно-морских командиров станет сирийская операция. Отставной генерал Наим Бабуроглу считает, что основной целью следующей операции станет создание зоны безопасности вдоль границы Турции, и что у Анкары не будет более крупных целей, таких как захват Африна. Масштабное вторжение сулит Турции очень крупные потери в Африне и Идлибе, и поэтому оно вряд ли произойдет.

Официальные лица в Анкаре осознают, что выполнение операции "Щит Ефрата" оказалось намного сложнее, чем ожидалось. В конце концов операция была успешной, потому что Турция боролась с ИГИЛ и получала поддержку от Вашингтона и Москвы. Эта поддержка исчезнет, как только Турция атакует YPG. Выполнение операции "Меч Евфрата" может оказаться даже сложнее, если YPG продолжит получать поддержку извне.

14140 просмотров