Казанский провал или обозначенный пессимизм

Евгений Кришталёв
Казанский провал или обозначенный пессимизм
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Провал Казанской встречи глав Азербайджана и Армении, традиционно прошедшей при посредничестве российского президента Дмитрия Медведева и длившейся три часа, оказался откровением для многих наблюдателей за процессом переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. Ожидания позитива от очередного раунда были настолько велики, что практически большинство экспертов из разных стран склонялись к выводу – президенты смогут достигнуть договоренностей по базовым принципам урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.

После неудачи в Астане в декабре 2010 года, когда медиаторы армяно-азербайджанского диалога казалось бы, довели стороны до кондиций, позволявших подписать согласительный документ, в Казани должно было наступить преодоление противоречий.

Сопутствующими признаками экспертами назывались тщательная подготовка встречи Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна тройкой сопредседателей МГ ОБСЕ, российской дипломатией и лично президентом Дмитрием Медведевым, а также беспрецедентное давление, оказанное на стороны президентами США и Франции (два других сопредседателя МГ ОБСЕ). Барак Обама непосредственно перед встречей позвонил своим коллегам из Азербайджана и Армении и призвал их не тянуть с завершением работы над базовыми принципами соглашения. С похожей речью к Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну обратился и французский президент Николя Саркози. После такой тяжелой артиллерии "пути отхода" для сторон были отрезаны.

Тем сильнее оказалось разочарование. Итогом встречи в Казани должно было стать совместное заявление сторон совсем иного характера, чем оказалось в реальности.

Пост-казанские комментарии оказались еще жестче, чем последовали после прошлогоднего казахстанского фиаско. "Я оцениваю трехстороннюю встречу как полностью безрезультатную, абсолютно не оправдавшую тех ожиданий, той атмосферы, которая была создана сопредседателями и на уровне первых лиц", - заявил "Вестнику Кавказа" депутат Милли Меджлиса (парламента Азербайджана), политолог Расим Мусабеков, комментируя встречу президентов Азербайджана, Армении и России в Казани. Более того, по мнению эксперта, в ближайшее время, по крайней мере летом, не стоит ожидать новых переговоров и даже попыток реанимировать этот процесс.

Что же стало итогом провала? На этот вопрос попытались ответить сами стороны конфликта. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян посчитал, что переговоры закончились безрезультатно из-за позиции Баку, который якобы отказался подписывать представленный международными посредниками вариант основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров достаточно резко отреагировал на реплику армянского коллеги, подчеркнул, что Ереван вновь передергивает факты и документы. "Почему-то армянская сторона молчала, когда Азербайджан заявил о принятии обновленного Мадридского документа, официально представленного сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Афинах в 2009 году, и говорит об одной из многих версий рабочего документа, который базируется на обновленном Мадридском документе. Я хотел бы посоветовать армянскому МИД не заниматься PR-ом, а интенсивно работать над изменением сложившегося негативного статус-кво, к чему призывают лидеры стран-сопредседателей Минской группы. По итогам встречи президентов у меня сложилось такое впечатление, что президенты намерены интенсивно работать в этом направлении", - сказал министр иностранных дел Азербайджана.

Судя по всему, на переговорах армянская сторона вновь предложила "обменять" независимый статус Карабаха на освобождение оккупированных районов Азербайджана. Об этом свидетельствует комментарий Эльмара Мамедъярова, который отметил, что "армянская сторона требует максимальных уступок от Азербайджана, искажая суть переговорного процесса, начатого семь лет тому назад". Баку не намерен вести переговоры относительно международно признанной территориальной целостности своей страны. Власти Армении между тем находятся под огромным внутренним давлением, и любая попытка Сержа Саргсяна допустить статус Нагорного Карабаха ниже независимости грозит ему отставкой с поста и серьезными политическими последствиями. Армянское общество не готово переварить такой исход переговоров, на чем, кстати, и настаивают сопредседатели МГ ОБСЕ в так называемых мадридских принципах. Отсутствие прорыва можно объяснить слабыми внутриполитическими позициями президента Армении Сержа Саргсяна в плане мандата на принятие единоличного решения в переговорном процессе с Баку. И на этом фоне примечательным выглядит факт, что армянские эксперты в основной своей массе были настроены пессимистично относительно перспектив достижения согласия по базовым основам соглашения.

Между тем стороны констатировали, что провели глубокие обсуждения по самым проблемным вопросам, препятствующим в достижении прогресса по урегулированию конфликта. Также и Азербайджан и Армения подтвердили стремление продолжить переговорный процесс и искать точки сближения позиций. Они отдали должное настойчивости России и президента Дмитрия Медведева найти выход из образовавшегося тупика. Авторитет Москвы, как стратегического партнера обеих стран Южного Кавказа, безоговорочно признается сторонами конфликта как лучший посреднический ресурс, подкрепленный международным форматом Минской группы ОБСЕ. В действительности российский лидер, очень серьезно и глубоко, а главное, искренне вовлекшийся в посредническую миссию, поставил себя в непростую ситуацию. Ему во чтобы то ни стало необходимо примирить Баку и Ереван, и не только в целях поддержания собственного имиджа успешного политика, но и для того, чтобы Россия закрепила за собой статус главного и единственного миротворца на Южном Кавказе. После августовской войны с Грузией из-за Южной Осетии это обстоятельство стало чрезвычайно важным.

В этом аспекте готовность Азербайджана и Армении к дальнейшим переговорам можно рассматривать как своеобразную дань соблюдения региональных интересов Москвы и непосредственно Дмитрия Медведева. Учет этих тонкостей со стороны переговорщиков позволит России сохранять приоритетные позиции в посредничестве. Россия не отступит от активного посредничества между Арменией и Азербайджаном и будет настойчиво добиваться прогресса в переговорном процессе.

Что касается угроз возобновления войны, то они не стали больше или меньше. Азербайджан не скрывает, что наращивает боевую мощь с тем, чтобы в случае необходимости силой отвоевать оккупированные территории и сам Карабах. Однако Ильхам Алиев прагматичный политик, который будет до конца верить в шанс мирным путем добиться благоприятного для страны развития событий. Суть мадридских принципов вполне соответствует устремлениям Азербайджана, и Баку остается надеяться, что Дмитрию Медведеву удастся убедить своего армянского коллегу принять озвученный план и согласовать базовые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
22945 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.