Европа по-прежнему видит в каспийском регионе альтернативу нынешним источникам углеводородов. Возрастающие объемы нефти и газа заставляют искать новые транспортные маршруты, более точно выстраивать логистику поставок сырья. Предметно на эту тему шел разговор на традиционной V Международной каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Баку 18-19 апреля.
Бакинский форум специалистов – нефтетрейдеров, транспортников, логистиков, и, конечно, непосредственно представителей нефтегазодобывающих компаний, собирающихся благодаря сотрудничеству британской компании Confidence Energy и Азербайджанской государственной нефтяной академии, за несколько лет приобрел большую популярность. На этой площадке обсуждаются глубинные вопросы отрасли, проходят серьезные дискуссии экспертов, самих представителей компаний.
Выбор азербайджанской столицы для проведения такого диалога не случаен. Именно Азербайджан за последнее десятилетие занял ведущие позиции в регионе не только как производитель нефти и газа, но и как транзитер энергоресурсов из соседних прикаспийских стран. Confidence Energy, проведя в прошлом году в пробном режиме подобный форум в казахстанском Актау и ощутив меньший интерес к событию, в 2011-ом вновь вернулась в Баку.
По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, Азербайджан превратился в реальный энергетический транспортный узел региона: через него транспортируется нефть и нефтепродукты соседних Казахстана и Туркменистана и рассматривается начало поставок среднеазиатского газа. Выступая на конференции, министр особо подчеркнул, что развитие транспортного коридора Восток-Запад зависит от реализации крупномасштабных энергетических проектов в прикаспийских странах.
На форуме детально обсуждали доклады о проектах "Южного транспортного коридора", без реализации которых доставка каспийского газа на европейские рынки невозможна. Новые материалы о предстоящих проектах по добыче нефти и газа представили специалисты из Ирана, Туркмении и Казахстана.
На конференции было сделано множество важных заявлений. Так, первый вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР – SOCAR) Хошбахт Юсифзаде объявил, что ГНКАР планирует до конца текущего года успешно завершить переговоры и выйти на завершающий этап по подписанию коммерческого контракта по типу PSA (о разделе продукции) на разработку глубокозалегающих пластов блока месторождений "Азери-Чыраг-Гюнешли" (АЧГ). Однако он не уточнил, с кем ведутся переговоры, и какое долевое участие будет у сторон. В то же время ранее было известно, что предложение о разработке глубинных пластов еще в декабре 2008 года сделала британская BP. Общий объем свободных запасов газа в глубокозалегающих пластах блока АЧГ оценивается примерно в 200-250 млрд кубометров, хотя прежде назывались и другие цифры – до 400 млрд кубов. Если решение по новому контракту уложится в озвученные сроки до 2012 года, то добыча первого газа можно начаться уже через 5 лет. Примечательно, что аккурат к 2017 году ожидается и добыча первого газа в рамках второй стадии разработки газового месторождения "Шахдениз", где операторство также принадлежит BP.
Кроме того, ГНКАР не сомневается в наличии запасов газа на перспективной структуре "Бабек". Новые объемы газа, который планирует добывать Азербайджан, не могут не обнадеживать компании, занятые конфигурацией новых транспортных маршрутов в Европе, так называемого "Южного газового коридора". Проекты "Набукко", Трансадриатический газопровод (TAP), "Белый поток", ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия), входящие в общее понятие "Южный коридор", призваны диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок, повысив тем самым энергетическую безопасность ЕС.
Еще одним вариантом экспорта газа рассматривается строительство терминалов по сжижению газа (LNG). Подобное предложение о сотрудничестве с Баку сделала Украина. Как заявил директор департамента по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных видов топлива министерства энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Кирюшин, к 2015 году его страна намерена принять в целом 5 млрд кубов сжиженного газа. Также украинская сторона выразила готовность поучаствовать в строительстве терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви, который будет построен Азербайджаном в рамках проекта AGRI, предполагающего поставки азербайджанского газа в Румынию.
На фоне позитивных новостей о потенциальном росте добычи газа в регионе заметно оживился и консорциум проекта газопровода "Набукко". Его участники ожидают принятия окончательного инвестиционного решения по проекту к концу года, заявил в Баку официальный представитель проекта Кристиан Долезал. На данный момент важнейшим шагом в реализации проекта остаются переговоры с потенциальными поставщиками газа, в частности с партнерами по разработке азербайджанского месторождения "Шахдениз". Именно от них будет зависеть принятие окончательного инвестиционного решения. Долезал подчеркнул, что несмотря на все сложности и инсинуации, которые сопровождают обсуждение судьбы проекта, "Набукко" располагает поддержкой международных финансовых институтов, в частности Европейского банка реконструкции и развития.
Для пропуска своего газа в Европу Азербайджану еще предстоит договариваться с транзитной Турцией. По словам менеджера по развитию стратегии и бизнеса турецкой государственной трубопроводной компании Botas Левента Озгюля, соглашение по поставкам азербайджанского газа транзитом через территорию Турции в Европу будет подписано в ближайшее время. Botas уже передала Госнефтекомпании Азербайджана право на прямые поставки 750 млн кубометров газа в Грецию. Ранее азербайджанский газ, поставляемый в Турцию, реэкспортировался в Грецию.
Как отметил на конференции глава представительства ЕС в Азербайджане Ролан Кобиа, Азербайджан стал ведущим звеном в проекте "Южного газового коридора". Он подтвердил, что интересы Европы простираются не только на азербайджанский газ, добытый в рамках второй стадии освоения месторождения "Шахдениз". В стране есть и другие месторождения, где может быть добыт значительный объем газа, и это только вопрос времени. В целом, по словам Кобиа, в Каспийском регионе имеется существенный потенциал роста добычи газа, в то время как потребность ЕС в газе с каждым годом растет. "Со временем зависимость Европы от импорта будет существенно нарастать. Основными поставщиками газа в ЕС на сегодня являются Россия, Норвегия и страны Северной Африки. Россия является наиболее важным поставщиком в Европу, и мы надеемся, что она останется им и в будущем. Европе нужен газ в большом объеме. Мы считаем, что в конечном итоге будут востребованы все варианты маршрута транспортировки газа в Европу", - сказал Кобиа. Он также заявил о возможностях осуществления морских перевозок топлива в Европу, однако стратегической для ЕС считается транспортировка газа через территорию Турцию. В этом контексте для Евросоюза представляется очень важным подписание транзитного соглашения между Азербайджаном и Турцией.
"Шахдениз" это еще не весь газ Азербайджана
Евгений Кришталёв
31700 просмотров