Вестник Кавказа

В Россию вернутся ваучеры?

В Россию вернутся ваучеры?

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предложила властям узаконить механизм ваучеров вместо возврата денег за отмененные авиарейсы. Соответствующее письмо, как пишет газета "Коммерсантъ", АЭВТ направила первому вице-премьеру Андрею Белоусову.

"Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. <...> Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг", - подчеркивают авторы инициативы.

Согласно их предложению, средства будут зачисляться на депозит клиента, пассажир получит возможность изменить дату вылета и рейс, не выходя за пределы подлежавшей возврату стоимости. Новый механизм предлагается распространить на рейсы до конца текущего года, даже если билеты были куплены до принятия поправок.

Кроме того, в АЭВТ считают необходимым внести в Воздушный кодекс понятие форс-мажора, в случае которого авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки. Тогда будет оформляться электронный документ, средства на котором можно будет потратить в течение трех лет. Если клиент не захочет иметь дело с ваучером, перевозчик вернет ему деньги в течение года.

В АЭВТ обратили внимание, что количество сданных билетов с начала года оказалось выше аналогичного показателя 2019-го в пять раз, а общее число рейсов во втором квартале уменьшится на 80-90%.

Напомним, шестого апреля Международная ассоциация воздушного транспорта признала депозитные ваучеры легальной формой работы авиакомпаний с клиентами и призвала все государства последовать своему примеру.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов, авиакомпании вынуждены предлагать правительству подобные меры потому, что несут слишком большие убытки от ситуации с пандемией коронавируса. «Авиационная отрасль пострадала от кризиса сильнее многих по двум причинам: не очень высокая рентабельность бизнеса и, как правило, значительные издержки на лизинг самолетов. Перевозчики приобретают большую часть авиатехники в лизинг, и платежи за них не отменяются от того, что самолеты стоят на земле», - сказал он.

Сергей Хестанов подчеркнул, что в правительстве есть понимание того, что авиакомпаниям надо как-то помочь, но вместе с тем ясно и то, что на всех государственной помощи не хватит, как, впрочем, и в любой другой отрасли. Поэтому бизнес и пытается предложить Кабмину свои варианты выхода из кризиса. «Авиакомпаниям в их тяжелом положении действительно гораздо легче раздать ваучеры, которые неизвестно как и неизвестно когда можно будет использовать, чем вернуть реальные деньги. Этих денег у них сейчас объективно нет. Но здесь уже встает другой вопрос: для легализации ваучеров необходимо менять законодательство, проводить инициативу через Госдуму и Совет Федерации. Боюсь, у правительства пока что есть более животрепещущие проблемы», - обратил внимание экономист.

«С одной стороны, сейчас стало понятно, что полной катастрофы авиаотрасли не будет, но, с другой стороны, кого и как спасут и с использованием каких механизмов, можно только гадать. Напомню, что и до прекращения большинства авиарейсов некоторые участники рынка были на грани банкротства. Учитывая, что ситуация сложилась беспрецедентная, весь прошлый опыт прогнозирования теперь оказался практически бесполезным», - заключил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер".

13045 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ