ВВП России в марте 2020 года в годовом выражении снизился на 0,4% после роста на 2,9% в феврале. Об этом свидетельствуют расчеты экономистов Института исследований и экспертизы ВЭБа. Снижение годовой динамики ВВП наблюдается впервые с ноября 2017 года,
Таким образом, в отличие от министерства экономического развития в ВЭБ увидели начало снижения российского ВВП в годовом выражении уже в марте. Ранее Минэкономразвития в своем обзоре констатировало лишь резкое замедление годового роста ВВП РФ с 2,8% в феврале до 0,9% в марте.
Соответственно оценки за I квартал текущего года у ВЭБа и Минэкономразвития также разошлись - 1,4% роста в годовом выражении у ВЭБа против 1,8% роста у министерства.
Напомним, в конце апреля глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что основное падение ВВП РФ придется на II квартал 2020 года - до 8% в годовом выражении, и отрицательные темпы роста ВВП в годовом выражении будут сохраняться вплоть до I квартала 2021 года.
Согласно новому прогнозу Банка России, падение ВВП РФ в 2020 году составит примерно 4-6%, однако уже в 2021 году экономика восстановится на 2,8-4,8% а в 2022 году - интервале 1,5-3,5%.
Глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что в новом базовом сценарии предполагается заложить цену на нефть около $30 за баррель в 2020 году, а спад экономики в 2020 году ожидается порядка 5%.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» директор научно-исследовательского центра изучения проблем центральных банков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Павел Трунин, пандемия коронавируса успела негативно повлиять на российскую экономику уже в марте, до введения апрельских строгих ограничительных мер.
«В марте начали приниматься первые меры по ограничению экономической активности. Снижение произошло в марте во многих отраслях, и прежде всего в сфере услуг. Дальше ситуация будет ухудшаться. В апреле, по опросам предприятий сферы услуг, ожидания относительно выпуска и спроса упали очень сильно. В промышленности тоже есть падение, но не столь значительное. В целом, все то, что мы видим на улицах – неработающие магазины, закрытые парикмахерские – отражается на экономической активности и на ВВП», - подчеркнул он.
«Что будет дальше, зависит от того, как станет развиваться ситуация с пандемией. Если к лету карантинные меры в экономике будут сняты или существенно ослаблены, мы увидим восстановление. Если же нет, то падение продолжится. Пока что по прогнозам апрель будет месяцем самого сильного спада. Отмечу, что в той или иной мере страдают все отрасли, и можно только отдельные примеры привести, как фармацевтику, которые как-то могли выиграть от пандемии. Оценку осложняет то, что в разных регионах ограничения применяются по-разному, в одних предприятия остановлены, в других продолжают функционировать», - добавил Павел Трунин.
Доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Виктор Солнцев, в свою очередь, назвал наиболее пострадавшие отрасли. «Очень тяжело пришлось авиакомпаниям и в целом сфере транспорта. Торговля пострадала, строительство пережило, можно сказать, катастрофу. Удар по банковской системе произойдет, скорее всего, через 3-4 месяца. В основном, конечно, произошел провал по малому и среднему бизнесу, при этом крупный бизнес оказался в долгах, а ведь их все равно когда-то нужно возвращать. В целом, ситуация довольно нервная, хотя и полностью алармистски говорить не стоит, так как избыточная паника в начале пути (а мы находимся сейчас в начале пути) только усугубит ситуацию», - указал он.
Экономист пояснил, что снижение мартовского ВВП на 0,4%, хотя и является несущественным, свидетельствует о начале движения экономики к тем прогнозам, которые говорят о 6-10% падения годового ВВП, в зависимости от развития событий. «Да, можно отмечать, что поднялись определенные сферы, как доставка или торговля бытовыми товарами, но это несущественном в сравнении с тем резким падением до депрессивных состояний, которое ожидает нас в дальнейшем. Поэтому можно сказать, что статистика мартовского снижения ВВП на 0,4% - это психологическая подготовка населения и бизнеса к тому, что негативная тенденция уже начала проявляться. Время уже беспокоиться о тех самых прогнозных 6-10% снижения ВВП за год», - заключил Виктор Солнцев.