Претензии Беларуси к России на $2 млрд за потери от экспорта нефтепродуктов вызывают определенные вопросы, обратил внимание в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
"Беларусь может подать какие-либо денежные иски, только если в контрактах "Белнефтехима" с российскими компаниями-поставщиками были прописаны те или иные неустойки, там все дело именно в коммерческих условиях. Что же касается убытков экспорта, тот тут большой вопрос, из чего они сложились, если в прошлом году Беларусь импортировала 17,9 млн т нефти, в то время как в 2018 году – 18,2 млн т. Эта статистика показывает, что после ликвидации проблем с хлорорганикой Беларусь нарастила объемы закупки и по итогам года вышла, фактически, на плановые показатели. А это значит, что объемы переработки нефти почти не изменились", - пояснил он.
"Поскольку по объемам поставок российские компании выполнили свои обязательства, претензии могут только в виде штрафных санкций за срыв срока в конкретном месяце поставки, если содержание хлорорганики в нефти подпадает под форс-мажорные обстоятельства. Об этом сейчас будут вестись переговоры. $2 млрд там точно неоткуда взяться, так как суммарная стоимость всей импортированной в прошлом году нефти составила для Беларуси $6,58 млрд, а заводы, на которые попала хлорированная нефть, не останавливались на ремонт. Нефтепроводы тоже не пострадали", - подчеркнул Игорь Юшков.
"Можно посмотреть и на другую статистику. В 2018 году Беларусь экспортировала 11,9 млн т нефтепродуктов, а в 2019 году – 10,5 млн т. Все экспортированные нефтепродукты стоили $5,2 млрд [таким образом, если цены были одинаковыми, выручка от экспорта в 2019 году была на $693 млн меньше – прим. ред]. Эти $2 млрд просто невозможно набрать из открытых документов, так что в заявлении можно увидеть желание выторговать более благоприятные условия для закупки нефти в России", - заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.