Иран заключил газовую сделку с Россией на $44 млрд, $40 млрд из которых пойдут на строительство ниток экспортного газопровода, а $4 млрд – на разработку иранских газовых месторождений, - сообщил министр нефти Ирана Джавад Оуджи.
"Мы подписали меморандум о взаимопонимании с Россией стоимостью $4 млрд на разработку месторождений, а также соглашение касательно строительства ниток газопровода и установок для производства сжиженного природного газа (СПГ) на сумму $40 млрд", - рассказал министр.
Детали сделки обсуждались на Каспийском экономическом форуме, который прошел 5-6 октября в подмосковном "Сколково", а 7 октября министр нефти Ирана встретился с зампредседателя правительства России Александром Новаком.
Ранее заместитель иранского министра сообщал, что в рамках этих соглашений будет разработано шесть нефтяных и два газовых месторождения в Иране.
Напомним, Иран имеет вторые по объему запасы природного газа в мире после России, однако стране не хватает инфраструктуры для увеличения экспорта.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель, тесное газовое сотрудничество с Ираном позволяет России взять под контроль значительную долю газового рынка.
"Россия и Иран имеют крупнейшие запасы газа в мире, у нас первые, у них вторые. Потом с большим отставанием идет Катар, затем с еще большим отставанием – Туркмения, а больше масштабных запасов газа нет нигде. Таким образом, если Россия сможет выстроить взаимовыгодное сотрудничество с Ираном, мы можем стать практически монополистами газа на мировом рынке. У нас будет порядка 40% от общих запасов газа в мире, следовательно, формировать ситуацию на газовом рынке будут две страны, у которых наибольшее количество запасов", - сказал он.
Экспортные трубопроводы по территории Ирана пойдут в Индию и Пакистан. "Если с Китаем у нас есть общая граница, то в Индию и Пакистан напрямую не попасть. Напомню о проекте трубопровода TAPI Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, он очень рискованный и из-за отношений Афганистана и Пакистана и из-за отношений Пакистана и Индии. Поэтому нами рассматриваются трубопроводы в обход потенциальных очагов нестабильности, а Иран в этом плане самая стабильная страна, которая понимает и знает свой интерес", - подчеркнул экономист.
"Источником роста нашей взаимной торговли станет как раз стабильность наших отношений. Иран жестко под санкциями, доверия ни к европейской, ни к американской валюте нет, как нет и сигналов из США о намерении снять ограничения, и эти факторы усиливают стимул Тегерана сотрудничать с Москвой", - заключил Валерий Бессель.