В Китае на полях саммита ШОС состоялась встреча президентов России Владимира Путина и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Переговоры в Тяньцзине стали первой личной встречей лидеров России и Турции в 2025 году. Во встрече участвуют главы государств и делегации. С российской стороны в переговорах принимают участие замглавы администрации президента Максим Орешкин, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, помощник президента Юрий Ушаков, глава МИД Сергей Лавров, глава Минтранса Андрей Никитин, глава Минэнерго Сергей Цивилев, руководитель "Росатома" Алексей Лихачев, глава РФПИ Кирилл Дмитриев и директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев.
Российский лидер выразил признательность Турции "за весомый вклад в политико-дипломатические усилия по урегулированию украинского кризиса". Он напомнил, что в Стамбуле в 2025 году уже состоялось три раунда прямых переговоров РФ и Украины, что позволило "продвинуться в решении ряда практических вопросов в гуманитарной сфере". Путин выразил уверенность, что особая роль Турции в этих делах будет востребована и далее.
"В центре нашего внимания также представляющие общий интерес темы, такие как Ближний Восток, Северная Африка, Закавказье. Российско-турецкое взаимодействие по всем этим направлениям хорошо отлажено, носит конкретный, полезный и, я бы сказал, доверительный характер"
– Владимир Путин
Также был отмечен стратегический характер партнерства России и Турции в энергетике и положительная динамика торгового сотрудничества.
Эрдоган в свою очередь отметил успешное развитие двусторонних отношений.
"Нас связывают искренние отношения, основанные на доверии. Наши отношения развиваются, не подвергаясь влиянию текущих обстоятельств"
– Реджеп Тайип Эрдоган
Также турецкий лидер подтвердил, что в скором времени ждет Путина с визитом.
"Мое приглашение остается в силе. Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать вас в нашей стране как можно скорее"
– Реджеп Тайип Эрдоган
Россия и Турция
Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал об интересах России и Турции, определяющих стратегический характер их партнерских отношений. "Действительно, российско-турецкие отношения находятся на стратегическом уровне, в особенности в вопросах энергетики и взаимодействия в торгово-экономической сфере. По региональным вопросам и совместным инициативам тоже есть стратегические наработки", - прежде всего сказал он.
"Сейчас одной их ключевых проблем является украинский вопрос, прорабатываются различные варианты украинского урегулирования, в частности, необходимо определить механизмы обеспечения безопасности. В этом контексте роль Турции представляется значительной. Европейцы, как известно, пытаются всячески втянуть Турцию в разные механизмы безопасности, в том числе приглашают ее принять участие в размещении на Украине миротворческих контингентов либо заняться обеспечением безопасности во всем черноморском регионе. У Турции есть опыт в этой сфере – мы помним о реализации "зерновой сделки" 2022 года – и он может быть полезен. Кроме того, турецкая площадка была неоднократно использована в качестве переговорной площадки для прямых российско-украинских консультаций. Это добавляет интереса Москве к укреплению контактов с Анкарой", - отметил Амур Гаджиев.
"С другой стороны, хотя Турция заметным багажом и опытом по определенным направлениям в контексте украинского урегулирования, некоторые нюансы здесь играют не в пользу турецкого посредничества. Однако Россия воспринимает их как требующие дополнительной проработки, для чего и организуется диалог на высшем уровне. В частности, нужно прояснить, каковы конкретные намерения Турции по украинскому урегулированию, обеспечению безопасности в черноморском регионе и поставкам военной техники. Кроме украинского вопросов президентам есть что обсудить и по Южному Кавказу, и по Ирану, и по Сирии. Российско-турецкая повестка дня обширна, и по всем региональным проблемам Анкара сохраняет за собой роль одного из ключевых партнеров Москвы", - подчеркнул востоковед.
Директор Центра изучения современной Турции также пояснил слова Владимира Путина о доверительном характере связей двух стран. "Когда в 2022 году коллективный Запад начал давить на Турцию, чтобы она присоединилась к антироссийским санкциям и не соблюдала положения конвенции Монтрё, то есть пропускала в акваторию Черного моря НАТОвские корабли, турецкие власти этому давлению не поддались. Уже в контексте украинского урегулирования многие действия Турции заслуживают определенного доверия и высоких оценок с российской стороны. В ряде вопросов Турция может считаться влиятельным игроком, кроме того, у России и Турции есть огромный опыт взаимодействия по Сирии, Ливии и Южному Кавказу. По Сирии ранее работал Сочинский диалог, были достигнуты соглашения, в том числе в контексте совместного российско-турецкого патрулирования в Сирии", - напомнил Амур Гаджиев.
"То есть задел двустороннего партнерства для доверительных отношений между руководством двух стран есть. Также мы знаем, что российский газ продолжает поставляться в ЕС только через Турцию, через "Турецкий поток", и это сотрудничество продолжается. Все мы помним о ситуации с пресловутыми С-400 в Турции, когда, несмотря на давление со стороны западных государств, Анкара приобрела эти российские ЗРК. Такие независимые действия Турции высоко оцениваются в Москве", - заключил Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН.
Видео: пресс-служба Кремля