Об опасности и перспективах производства и экспорта водородного топлива рассказал, выступая на форуме "Примаковские чтения", председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
"Мы еще с этим водородом намучаемся и в части транспортировки, и в части производства, и использования. Начиная с того, что он очень опасен - водород в три раза опаснее, чем метан во всех смыслах", - заявил Завальный, передает корреспондент "Вестника Кавказа".
При этом спикер подчеркнул, что развитие водородной энергетики - это "наше все". Он напомнил, что Россия обладает 25% всех мировых запасов метана, а получение водорода из метана - самый выгодный способ.
Водородная энергетика - перспективный рынок, кроме того этот вид топлива считается одним из самых экологически чистых. Спрос на водород пока не превышает 70 млн т из-за того, что производство дорого. Россия планирует заняться производством водорода, интерес к российский проектам уже проявляют европейские компании. Концепция развития водородной энергетики может быть принята в России в ближайшие месяцы.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, основные риски в производстве водорода связаны не с техникой, а с экономикой. "Хотя водород – газ более нестабильный, чем метан, но при современном уровне развития технологий можно обращаться одинаково безопасно и с водородом, и с метаном. Сейчас даже обсуждается возможность использования существующих газопроводов для прокачки водорода по ним. Но для этого нужны деньги на модернизацию труб, так как сталь, из которых они сделаны, не рассчитана на водород", - прежде всего сказал он.
"Экономически и технически проще было бы поступить с производством водорода следующим образом: качать наш метан по существующим газопроводам, по тому же "Северному потоку-1" и "Северному потоку-2", что больше всего и обсуждается, а уже на берегу Германии из этого метана делать водород и пускать его на рынки сбыта Европы. Для этого только нужно соответствующее желание, и вопрос сейчас заключается не в технических возможностях, а именно в экономической целесообразности, в том, каким будет рынок водорода в Европе и в какие сроки все это будет реализовано", - пояснил Игорь Юшков.
Заявляя о перспективности для российской энергетики водорода, Россия тем самым ищет способы остаться на рынке сбыта энергоносителей в Европе. "Для нас сейчас основной рынок сбыта нашего газа – Европа, куда мы отправляем 90% газового экспорта. Если европейцы заявляют о том, что хотят трансформировать свою энергосистему, провести так называемый энергопереход и отказаться от ископаемых источников энергии, то России на это надо реагировать. Напомню, согласно документу Green Deal к 2050 году Евросоюз не должен потреблять вообще никаких ископаемых источников энергии, для этого он перейдет на возобновляемые источники энергии и атомную энергетику. При этом проблема всей нетопливной энергетики заключается в системе хранения: как хранить энергию возобновляемых источников? Выход нашли как раз в водороде", - рассказал эксперт.
"Европейцы решили: давайте из лишней электроэнергии производить водород, хранить его как газ, а когда требуется больше энергии, сжигать его. То есть водород используется как простая и экологичная система хранения энергии. Также европейцы признают, что собственных возобновляемых источников им не хватит для того, чтобы обеспечить себя энергией, поэтому они могут импортировать водород из других стран. И здесь открывается окно возможностей для России: не хотите покупать наш газ, мы привезем вам наш водород. Большая часть водорода в мире производится именно из метана, а не методом электролиза воды, электролиз – это еще только идея, и Россия может занять нишу поставщика водорода на европейском рынке уже в ближайшее время", - заключил Игорь Юшков.