Единый кандидат от оппозиционного "Народного альянса", лидер турецкой Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу официально выдвинут кандидатом на президентских выборах в Турции 14 мая – такое заявления сегодня было передано в Высший избирательный совет (ВИС) страны.
Заявление было передано заместителями председателя группы Народно-республиканской партии Турции и представителями партий оппозиционного блока.
Кемаль Кылычдароглу станет на президентских выборах единственным оппонентом действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана – единого кандидата от правящего "Республиканского альянса".
Кылычдароглу – финансист, до 1983 года он проработал специалистом по счетам, затем был назначен в Генеральное управление по доходам, где работал начальником отдела, а затем стал заместителем генерального директора. В 1999 году по собственному желанию вышел на пенсию с должности генерального директора Фонда социального страхования. На выборах 3 ноября 2002 года он был избран депутатом Народно-республиканской партии в Великое национальное собрание (парламент) Турции 22-го созыва от Стамбула, работал в парламенте руководителем партийной группы, а затем представил свою кандидатуру на пост председателя партии и был избран на эту должность 22 мая 2010 года.
Ранее заявку на регистрацию в ВИС в качестве кандидата на выборы главы государства подал действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган, который был выдвинут кандидатом от Республиканского альянса правящей Партии справедливости и развития и Партии национального движения.
Насколько крепки позиции Кемаля Кылычдароглу?
Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на неполную консолидацию оппозиции вокруг Кемаля Кылычдароглу, которая может способствовать распылению протестного голосования на президентских выборах.
"В отношении Кемаля Кылычдароглу были и сохраняются вопросы у одной из главных участниц оппозиционного блока "Сила шести" – у Мераль Акшенер и ее "Хорошей партии". То есть формальное объединение оппозиционеров все-таки испытывает неполную удовлетворенность его кандидатурой. Из-за этого кандидатура Кылычдароглу выглядит не то чтобы неудачной, но недостаточно весомо и популярной. Ведь есть мэры Стамбула и Анкары, у которых явно больше поддержки и в оппозиционной среде, и среди населения", - сказал он.
Есть ли проблемы у Эрдогана?
"Если посмотреть на общую ситуацию в стране, то мы видим, что с экономической точки зрения в Турции сохраняются проблемы. Кроме того, февральские землетрясения крайне негативно сказались на социально-экономическом положении ряда провинций. Все это сказывается на бюджетных отчислениях, а значит, турецкий бюджет продолжит испытывать трудности. Но с другой стороны, мы видим, что началась активная поддержка Эрдогана со стороны целого ряда государств. До выборов осталось не так много времени, но и не так уж мало, и есть вероятность, что за два месяца ситуация может развиваться в лучшую сторону для партии власти", - обратил внимание востоковед.
"Сторонники Эрдогана обращают внимание на значительно укрепившееся положение Турции на мировой арене. Фактически, республика выступает одним из участников решения глобальных проблем, включая зерновую сделку, украинский конфликт, сирийскую и ливийскую проблемы, армяно-азербайджанское урегулирование и другие темы, которые продолжают беспокоить мировое сообщество. Что немаловажно, идут переговоры по встрече между министрами иностранных дел Турции и Сирии, а впоследствии и между главами этих государств. То есть в целом мы видим, что сторонники Эрдогана и партия власти свои позиции укрепляют", - указал Амур Гаджиев.
Чья победа на выборах выглядит более реальной?
"Если подытожить, то получается, что позиции Эрдогана из-за землетрясений и экономической ситуации немного пошатнулись, но восстановление после катаклизма идет ускоренными темпами, и рейтинг действующего президента восстанавливается. Хоть и были потеряны некоторые голоса, но маловероятно, чтобы оппозиционному блоку удалось вытеснить его с политической арены. Одержать победу в ходе первого тура Эрдогану будет достаточно сложно, поскольку ему понадобятся 50% плюс 1 голос – уже в 2018 году это было непросто, тогда он набрал чуть более 52% голосов, а сейчас будет еще сложнее. Но это означает только то, что на президентских выборах будет второй тур", - сообщил востоковед.
Напомним, Высшая избирательная комиссия Турции ранее единогласно проголосовала за утверждение 14 мая в качестве даты президентских и парламентских выборов. Второй тур президентских выборов, если он понадобится, пройдет 28 мая.