Отношения между Россией и Турцией переживают период зрелого партнерства, они основаны на прагматизме, уважении и учете интересов друг друга, уважении принципов добрососедства, - заявил после переговоров с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу глава МИД России Сергей Лавров.
"Даже если у нас возникают разногласия по тем или иным вопросам, мы неизменно относимся к позиции друг друга с полным уважением. И в этом ключ к достижению и развитию тех двусторонних связей, которые идут на пользу нашим народам", - подчеркнул глава МИД России.
"Мы уделяем приоритетное внимание сотрудничеству в сфере энергетики. По плану строится АЭС "Аккую", развивается использование трубопровода "Турецкий поток".
Мы высоко ценим инициативу наших турецких друзей о разминировании украинских портов для разблокирования иностранных судов, которые держатся там, по сути, в заложниках. Мы понимаем их заинтересованность в этом", - отметил глава российского внешнеполитического ведомства, добавив, что с российской стороны нет никаких трудностей для того, чтобы решить эту небольшую проблему.
"И если созрела киевская власть, мы будем только рады сотрудничать", - добавил Лавров.
"У нас хорошие перспективы перехода на национальные валюты во взаимных расчетах, этот процесс находится в продвинутой стадии. Мы обсуждаем использование карты "МИР" в Турции, что позволит восстановить туристический поток до допандемийного уровня", - отметил Сергей Лавров., поблагодарив турецких коллег.
Также Лавров анонсировал проведение новой встречи в формате "3+3".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, Турция является в настоящее время особым для России партнером.
"В Турции мы имеем дело с умными, профессионально подготовленными людьми, которые понимают свои интересы и, когда с ними говорят, слушают и понимают собеседника. На европейском направлении мы, к сожалению, находимся в интеллектуальном вакууме. С такими партнерами, как министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая просто покорила всех в Москве своей глупостью, неинтересно вести переговоры, они ничего не дают и вызывают только раздражение. А Турция – это прежде всего партнер очень высокого профессионального уровня", - подчеркнул он.
"Турция – умелый дипломатический контрагент, которому хорошо удаются различного рода посреднические миссии. В отличие от совершенно бессмысленных предложений, с которыми выступают Франция и Германия (или внутренний пиар, или подспудная подлость), инициативы Турции – это действительные попытки посредничества", - обратил внимание заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов.
"На пресс-конференции по итогам переговоров оба министра заявили о готовности сотрудничать по вопросу украинского зерна. Лавров очень четко сказал, что в случае, если при турецком содействии решится вопрос о коридоре для вывоза зерна из украинских портов, мы даем все гарантии, что эти коридоры не будут использованы для интересов проводимой нами военной операции. Это заявление создает качественно новую возможность для выхода на практические решения. И уже этим эти переговоры интересны", - сообщил дипломат.
"По северу Сирии, в связи с тревожными сообщениями о том, что турецкая сторона готовится к новой военной акции, были проведены, я думаю, очень предметные переговоры. Министры Чавушоглу и Лавров обменялись своими подходами, которые в данном случае в значительной мере не совпадают. Но их надо знать и учитывать. У меня создалось впечатление от пресс-конференции, что по данному вопросу удалось прийти к промежуточному соглашению, в котором учитывались бы озабоченности каждой из сторон", - констатировал Андрей Бакланов.
"В целом я считаю, что этот раунд переговоров был очень полезный и интересный. Потенциал решений, которые были там обозначены, может быть достаточно большим, чтобы создать позитивное движение в разблокировании целого ряда проблем. В нынешней ситуации, когда потенциальные партнеры на Западе никуда не годятся, это очень важно. У Европы нет собственной политической воли, во многих странах власти ведут себя бестолково, и на этом фоне наше взаимодействие с таким сложным, но качественным партнером, как Турция, дает возможность приблизиться к решениям, которые должны быть приняты", - заключил эксперт.