Европейский суд юстиции поддержал требование Польши ограничить на 50% мощность газопровода OPAL, соединяющего газопровод "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы, отклонив таким образом апелляцию Германии.
Решение суда прокомментировали в компании "Газпром экспорт". "Хотя компании группы "Газпром" и не были стороной процесса, мы внимательно следили за ходом разбирательства и разочарованы созданием искусственных преград для эффективного использования инвестиций в газотранспортную систему Европы", - цитирует ее представителя ТАСС.
Напомним, по требованиям третьего энергопакета ЕС, объекты энергетической инфраструктуры европейских стран не должны зависеть от производителей электроэнергии либо энергоресурсов. В результате до 50% мощностей газопровода OPAL необходимо резервировать для прокачки газа от "альтернативных поставщиков" - которых физически не существует, так как это ответвление получает газ исключительно по "Северному потоку".
На протяжении многих лет Еврокомиссия изучала эту проблему и в 2016 году все же расширила доступ "Газпрома" к OPAL, дав компании возможность на исключительных правах бронировать половину мощностей трубы и получить через аукционы с третьими сторонами оставшиеся 50%. Но в начале сентября 2019 года Европейский суд по иску Варшавы отменил это решение ЕК. В результате российский холдинг снова мог задействовать только 50% мощностей трубопровода.
Вскоре, в ноябре 2019 года, Германия направила апелляцию на это решение. Пока она рассматривалась, решение Еврокомиссии об использовании OPAL на все 100% продолжало оставаться в силе.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в первую очередь отметил, что решение суда является очередным доказательством того, что Европа, считающаяся регионом, где уважают и соблюдают права, к сожалению, не выполняет свое же собственное законодательство.
По его словам, совершенно непонятно, на каких правовых основаниях суд оставил это решение по иску Польши, потому что в третьем энергопакете совершенно четко прописана процедура использования второй половины мощности. "Это судебное решение крайне спорно с точки зрения европейского права. Тут даже вопрос не в том, что тем самым создаются проблемы у "Северного потока-1". Это ведь не новое решение. Там была многолетняя тяжба, и суд становился то на сторону Газпрома, то на сторону Польши. Изначально Европейский суд исходил из необходимости всегда дополнительной профицитной инфраструктуры, но здесь вдруг решил поступить по-другому. Последнее решение было в пользу Польши, а сейчас суд просто отклонил очередную попытку Газпрома это решение отменить", - поведал экономист.
Он обратил внимание на то, что это решение свидетельствует о начале борьбы за использование "Северного потока-2". "Почему, кстати, регулируют газопровод ОПАЛ? Потому что, например, "Северный поток-1" не попадал под действие третьего энергопакета, газопроводы вообще раньше не регулировались. А потом Европейская комиссия специально изменила законодательство под "Северный поток-2", и это не скрывается. Я думаю, что это как раз начало борьбы за применение "Северного потока-2", потому что как только он будет достроен, начнется следующий этап: как его будут использовать", - пояснил Константин Симонов.
Он подчеркнул, что предстоит очень непростая борьба, в которой Газпрому потребуются сильные юридические и политические аргументы. "Газпром не требует изменить законодательство под себя. Как в случае с ОПАЛом, так и в случае с "Северным потоком-2", Газпром будет настаивать на том, чтобы законодательство Евросоюза соблюдалось им же самим, потому что, к сожалению, решение суда последнее по ОПАЛу - это нарушение норм третьего энергопакета. Очень грустно, что в Европе это происходит", - заключил экономист.