Исследователи Антикризисного социологического центра провели опрос, чтобы определить факторы, которые побуждают россиян соблюдать правила предосторожности в связи с эпидемиологической ситуацией. В пятерку основных факторов вошли страх перед болезнью, сопереживание другим, уверенность в эффективности средств профилактики, а также доверие официальной информации и "эффект большинства".
Согласно данным исследования, женщины старше 55 лет чаще всего соблюдают правила предосторожности из-за боязни заразиться. 74% опрошенных испытывают сострадание к людям, которые наиболее уязвимы к заражению, 52% стараются понять переживания других по поводу пандемии. Чаще всего сопереживают другим люди до 35 лет.
Третьим фактором оказалась уверенность в эффективности средств профилактики и способности повлиять на ситуацию своими действиями. Но, при этом 30% опрошенных считают, что надевать маску и сидеть дома нет смысла - если суждено заболеть, то этого не избежать. 33% полагают, что никак не могут повлиять на то, заболеют они или нет. А еще 44% считают, что действия, которые они могут предпринять слишком ничтожны чтобы повлиять на распространение эпидемии.
Четвертым фактором люди назвали доверие официальной информации и социальным институтам - государству, здравоохранению, науке, СМИ.
Также среди респондентов работает и "эффект большинства" - чем чаще человек видит, что окружающие носят маски, перчатки, соблюдают дистанцию, тем чаще склонен делать это сам.
Большинство людей сегодня следуют тем или иным мерам предосторожности. Так, соблюдают все предписания (носят перчатки и маску в общественных местах, используют дезинфекторы) постоянно или часто 38% опрошенных, делают это избирательно 34%, почти не соблюдают 21%.
"Важно, что доверие институтам - один из факторов, влияющих на поведение в период пандемии. Можно выделить топ-5 факторов соблюдения правил предосторожности: страх болезни, солидарность и сочувствие наиболее уязвимым (соблюдение ради других), вера в эффективность средств и возможность контролировать угрозу, доверие институтам, которые информируют об угрозах. И, наконец, "эффект большинства" - мы влияем друг на друга своим поведением, можем "заражаться" как страхом, так и ответственностью", - приводит ТАСС слова гендиректора центра социального проектирования "Платформа" Марии Макушевой.
Объем выборки - 1 тыс. респондентов. Данные репрезентируют онлайн-аудиторию РФ в возрасте старше 18 лет в городах с населением более 100 тыс. человек по полу, возрасту, федеральному округу и размеру населенного пункта. Сбор данных проводился 15 мая.
Социологический антикризисный центр открыт в апреле 2020 года по инициативе исследовательской компании OMI (Online Market Intelligence) и Центра социального проектирования "Платформа".