В Иране завершился подсчет голосов на выборах в меджлис (парламент) и Совет экспертов. Согласно данным, которые обнародовало министерство внутренних дел Ирана, реформаторы получили в меджлисе, по меньшей мере, 85 мест, представители умеренных - 73 места, сторонники консерваторов - 68 мест, 5 мест - представители религиозных меньшинств и армянской общины. По оставшимся 59 местам предстоит голосование во втором туре, которое пройдет, предположительно, в конце марта - начале апреля.
От Тегерана все 30 депутатских мандатов у представителей реформаторов и сторонников правительства президента Хасана Рухани, - отмечает ТАСС.
По информации, которую привел министр внутренних дел Ирана Абдолреза Рахмани Фазли, умеренные получили 59% мест в Совет экспертов 5-го созыва, который состоит из 88 богословов и знатоков шариата. При этом все 16 мест от столичного региона получили сторонники умеренных.
Таким образом, консерваторы, которые обладали большинством в меджлисе предыдущего созыва, теперь могут лишиться большинства из-за крупного успеха реформаторов. Пока они смогли гарантировать себе 85 мандатов. Из них 30 приходятся на Тегеран, во всех округах которого победу одержали реформаторы, значительно усилив свое влияние. Сейчас они могут даже выйти на первый план, поскольку их поддерживают многие независимые кандидаты, а также ряд умеренных консерваторов, - таких, как, например, спикер меджлиса Али Лариджани.
Пошатнулись позиции консерваторов и в Совете экспертов. Их представитель Мухаммад Язди, являющийся нынешним спикером этого органа, хоть и смог переизбраться, но оказался при этом лишь 15-м. При этом в Совет не прошел один из самых непримиримых иранских консерваторов Мухаммад-Таги Месбах-Язди.
На этом фоне первое и второе место заняли президент Ирана Хасан Рухани и его союзник, экс-президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсанджани.
"Народ вновь продемонстрировал свою силу и оказал поддержку законному правительству, укрепив его позиции", - заявил Рухани по итогам выборов, пообещав работать со всеми силами, заинтересованными в строительстве открытой миру индустриально развитой страны, которая после отмены санкций станет одним из ведущих экспортеров нефти.
Советник зампреда Совета Федерации РФ, зампред Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на тот факт, что на сегодняшний день в Иране параллельно с традиционным подходом деления на три условных течения идет другой, новый процесс". "Это формирование не то, чтобы консенсуса в стране, но подбора устраивающего все три фракции типа внутренней и внешней политики. И я думаю, что это второе направление будет в дальнейшем преобладать", - объяснил он.
"Поэтому сейчас надо смотреть не только за распределением мест между тремя этими фракциями, но и за взаимопроникновением сближающих все эти направления лозунгов и программных требований", - добавил эксперт.
"Мы же только желаем, чтобы стране удалось выработать наиболее оптимальный вариант, который был бы жизнеспособным и привел бы к повышению авторитета страны, к полному преодолению каких-то сложностей внешнеполитического порядка, поднятию жизненного уровня и договоренностям в международных отношениях и в экономической, и в финансовой сфере", - резюмировал Андрей Бакланов.
Напомним, как заявлял ранее нашему корреспонденту научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин, реформаторам удалось, несмотря на все сложности, с которыми они столкнулись при регистрации кандидатов на выборы, и достаточно успешно пройти саму кампанию, и взять достаточное количество мест в парламенте, и реализовать на практике то доверие, которое есть сейчас у команды президента и либерального крыла политического крыла Ирана, связанное с ядерной сделкой. "По большей части здесь в основном пока политические успехи. Явных экономических следствий, улучшений пока не чувствуется, потому что, скажем, для иранской нефти рынок открыт, но цена на него сейчас такова, что Иран просто возвращается на свои привычные рынки, но пока не получает достаточной финансовой отдачи. Открытие иранского рынка для западных компаний опять же только на стадии предварительных переговоров, и не приносит пока прямых результатов, прямых инвестиций, - слишком мало времени прошло", - отметил он.
"Несмотря на это, мы видим достаточно серьезный успех у либерального иранского крыла. Хасан Рухани и Хашеми-Рафсанджани вошли в состав Совета экспертов, что тоже свидетельствует о том, что у них имеется серьезная поддержка в обществе. И иранскому президенту с нынешним составом парламента будет проще проводить в жизнь те идеи, которые запланированы и которые необходимы для дальнейшего реформирования. Часть консерваторов готова сотрудничать по ряду вопросов, поэтому не стоит говорить о том, что в парламенте большинство контроля остается у консерваторов: здесь можно говорить о том, что фактически был соблюден баланс, и либералам в случае необходимости удастся проводить нужные решения через парламент", - рассказал Станислав Притчин.