Вестник Кавказа

"Женева-2": все-таки без Ирана, но с сирийской оппозицией

Главная интрига международной мирной конференции по сирийскому урегулированию "Женева-2" разрешилась сегодня ночью, за день до ее проведения. Напомним, что, как подчеркивают многие эксперты, сама конференция не приведет ни к какому значимому результату, способному переломить вооруженный конфликт на территории Сирии, так как, в первую очередь, готовая к диалогу часть оппозиции уже давно не в состоянии контролировать боевиков. Поэтому информационный фокус "Женевы-2" с момента назначения ее окончательной даты – 22 января – сместился с содержательного на формальный вопрос: поедет ли на конференцию официальная оппозиция и стоит ли приглашать Иран. Итак, ответ: НКСРОС в Монтре едет, Иран от приглашения отказался.

На самом деле, эти два вопроса изначально были взаимосвязаны: как только главы стран-лидеров и международных организаций начинали склоняться к приглашению Ирана на "Женеву-2", Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, наиболее крупная, организованная и активная часть мирных борцов против Башара Асада, немедленно начинала сомневаться в необходимости ехать на конференцию, используя само свое присутствие в Монтре как неоспоримый козырь. Дело в том, что изначально вторая женевская конференция постулировалась как площадка для диалога обеих противостоящих сторон сирийского конфликта, а значит, без НКСРОС как крупнейшего оппозиционного сектора "Женеву-2" можно было бы объявить несостоявшейся, несмотря на все усилия мировой дипломатии.

Это противостояние "или Иран, или НКСРОС" длилось вплоть до прошедшего вечера, когда Нацкоалиция прямо заявила, что никуда не поедет, если приглашение Исламской республике, сделанное генсеком ООН Пан Ги Муном, не будет отозвано до 23:00. При этом в самой Организации объединенных наций не раз за последние дни звучали слова о том, что отсутствие Ирана, одного из наиболее могущественных соседей Сирии, ослабит значимость конференции и принятых на ней решений.

Сейчас сложно судить, была ли какая-либо негласная беседа между дипломатами Ирана и ООН об ультиматуме НКСРОС, однако интрига разрешилась, как минимум внешне, совершенно естественным образом: постпред Ирана при Организации заявил, что ИРИ не приемлет предусловий для своего участия в конференции и предпочтет скорее пропустить "Женеву-2", чем принять итоги "Женевы-1" (напомним, основным пунктом которых было формирование в Сирии переходного правительства). Позднее официальный представитель генсека ООН Мартин Несирки объявил, что Пан Ги Мун принял решение отозвать приглашение Ирану, так как страна не разделяет "общего понимания" принципов сирийского урегулирования.

Немедленно после этого сообщения Нацкоалиция подтвердила свое участие в конференции. "Мы ценим понимание нашей позиции ООН и Пан Ги Муном. Мы думаем, они приняли верное решение. Мы подтверждаем участие 22 января", - заявил представитель НКСРОС Монзер Акбик. При этом в самой Нацкоалиции немедленно произошел раскол: Сирийский национальный совет, крупнейшая организация внешней оппозиции, вышел из ее состава, протестуя против поездки в Монтре. По этой причине НКСРОС не смог предоставить список участников от оппозиции и сейчас, вероятно, спешно комплектует делегацию.

Отреагировали на отказ Ирана и в России, и в США. Постпред России при ООН Виталий Чуркин подчеркнул ошибочность всех тех действий, которые направлены на недопущение Исламской республики до конференции. "Не обеспечить участие таких ключевых игроков было бы непростительной ошибкой. Те, кто ставит такую необходимость под сомнение, явно не заинтересован в справедливом решении сирийского кризиса", - заявил он. В свою очередь, представитель Госдепартамента Джен Псаки выразила удовлетворение США этим решением: "Мы надеемся, что в свете сегодняшнего заявления все стороны смогут сосредоточиться на имеющейся задаче — прекратить страдания сирийского народа и начать процесс к давно требующейся политической трансформации".

7365 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ