Часто от тех, кто в 90-х годах "новаторски" реформировал нашу экономику, можно слышать, что советская экономика умерла, потому что была неконкурентоспособна, но к авиастроению это точно не относилось. Как получилось так, что мы этого авиастроения фактически лишились, в эфире Вести FM рассказал директор Центра политической конъюнктуры, политолог Сергей Михеев.
"У нас была авиационная промышленность. Но теперь ее нет, поэтому за нее никто не отвечает. Теперь у нас просто министерство промышленности. Товарищ Христенко сначала рубил с плеча. Теперь второй министр. Запустили товарища Погосяна (Михаил Погосян - российский авиаконструктор и предприниматель, генеральный директор компании "Сухой", в прошлом генеральный директор ОАО "РСК "МиГ"", бывший президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", председатель Совета директоров ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". До 16 января 2015 года являлся президентом ОАО "ОАК". Досрочная отставка с поста президента мотивирована избыточными расходами по "Сухой Суперджет-100" - ВК), но знали, что человек гробит все, за что ни берется. Только одно направление было - это "Суперджет-100", который финансировался и который держался. И что мы добились с вами? Выпустили самолет, где 80% комплектующих - производства Airbus и Boeing. И что это нам даст, если сейчас нам объявят какое-то эмбарго? Ведь уже был прецедент. Вы что, забыли "Добролет"? Который сделали, с помпой запустили, дескать – "Аэрофлот" сейчас на Airbus будет в Симферополь летать. Что сказала Европа? Лицензии ликвидируем, лизинг ликвидируем, запчасти ликвидируем, пролеты ликвидируем. Все. Пришлось "Добролет" ликвидировать как авиакомпанию, - напомнил эксперт.
"Это как раз как следствие перехода на иностранные воздушные суда. Потому что если бы у нас летали свои "Тушки", "Илы" и так далее, то нам Европа была бы не указ. Ведь если бы все было в "Суперджете" наше, родное, мы бы спокойно на нем летали. А сейчас могут остановить в любой момент. Движки, самое главное - американские и канадские, вся авионика - американская и европейская: все эти авиаприборы, и тому подобное", - рассказал Сергей Михеев.
Директор Центра политической конъюнктуры напомнил, что и нынешний МС-21 - это всего лишь макет. "Я понимаю, что выкатили, перерезали эту ленточку, потом торжественно премьера посадили в машину, и обратно его торжественно закатили назад. Какой-нибудь демонстрационный полет бы устроили, взлетел, сел - это был бы другой разговор. А так тут что - посмотрели. Ведь от того момента, как его показали, до того, как он выйдет и уже будет в авиакомпаниях, пройдет не менее пяти лет. Как минимум два-три года должны проходить летные испытания. Иначе нельзя - это же не автомобиль, его не остановишь на обочине, если что-то у тебя отказало, пересядешь на другой или вызовешь дилера. Это самолет", - подвел итог Сергей Михеев.