Что произойдёт "завтра" в сирийском вопросе, сказать уверенно по-прежнему невозможно, несмотря на все те позитивные события, которые произошли и продолжают происходить сейчас благодаря российской инициативе о передаче химического арсенала Сирии под международный контроль, - отметил заведующий сектором ИМЭМО РАН, профессор МГИМО (У) МИД РФ Сергей Ознобищев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа".
"Мы знаем, что любые прогнозы в политике – это самое неблагодарное дело, хотя иногда они и сбываются. Но предпосылки для того, чтобы определить именно завтрашний день, есть, и мне кажется, они достаточно уверенные – именно завтрашнего дня, а не послезавтрашнего, потому что завтра надо работать и направления этой работы ясны. Работать необходимо в направлении отработки деталей договорённостей по химическому оружию, по уничтожению, по процедурам, с этим связанным, по выявлению запасов, постановки под контроль, отработки мер доверия, мер проверки – это всё очень важные вещи, и там очень много деталей, по которым, слава Богу, сегодня есть в мире специалисты и целые организации, которые этим занимаются", - заявил Ознобищев.
По его словам, центральный вопрос, каков бы ни был исход переговоров между главой госдепа Джоном Керри, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и спецпредставителем ООН Лахдаром Брахими, которые завершатся сегодня в Женеве, - это "что будет завтра с Сирией?". "Как достичь там политического урегулирования? Ведь это самое главное, с этого всё началось. Как там прекратить междоусобицы и братоубийственную войну, когда и оппозиция, и проправительственные силы, и простые люди во всей этой каше завязаны. Пока что в этом в направлении очень мало продвинулись. Как сохранить и сохранять ли нынешнего лидера? Как организовать переходный процесс? Как сделать правительство национального согласия, о чём говорилось? Как запустить снова женевский процесс, который отрабатывает именно политические стороны договоренности?", - перечислил эксперт вопросы, которые не были сняты с повестки дня после того, как президент США Барак Обама отложил голосование в Конгрессе по военной операции в Сирии.
"Слава Богу, хотя бы ясно, что делать сегодня утром и сегодня днём, и это продолжат обсуждать в Женеве министр Лавров и госсекретарь Керри, и основа для этого обсуждения уже есть. Так что ситуация остается крайне сложной, но подходы к ней упростились, и это очень хорошо, и тем более хорошо, что в конечном итоге, генеральная линия, по которой должно идти это соглашение, найдена Вашингтоном и Москвой. Это как бы ревитализирует наши отношения сотрудничества и делает их снова предметными, потому что они очень сильно забуксовали в последнее время, когда завяз весь процесс контроля за вооружениями, когда обострились противоречия вокруг любой точки противоречий, в том числе и Сирии", - обратил Ознобищев внимание на позитивные изменения в российско-американских связях, произошедшие на этой неделе.
"Это очень важно, потому что, на мой взгляд, у Москвы и у Вашингтона особые обязательства и особые возможности по укреплению международной безопасности хотя бы потому, что они обладают самыми крупными военными потенциалами, потенциалами оружия массового уничтожения. Действовать в этом направлении им нужно совместно и, что называется, рука об руку. Что касается позиций отдельных стран, Франции или Германии, эти позиции, мы же понимаем, во многом продиктованы внутренней политической конъюнктурой. При предыдущем президенте Франции, наверное, ситуация была бы другой. У Олланда с Путиным, по-моему, не очень складывается, много каких-то разночтений по поводу тех или иных ситуаций. Ну что же, это дело Соединённых Штатов, может быть, тогда убеждать Францию войти в общую колею каких-то решений, если такие решения начнутся, а я надеюсь, что начнутся, потому что вся эта ситуация возвращается в лоно Совета Безопасности ООН", - сообщил Ознобищев корреспонденту "Вестника Кавказа", добавив, что договориться с Германией будет намного проще за счёт готовности последней к диалогу и компромиссам.