В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге проходит первая ретроспективная выставка великобританского архитектора арабского происхождения (Ирак) Захи Хадид в России.
Проект подготовлен специально для Николаевского зала Зимнего дворца - одного из главных парадных исторических интерьеров музея. Выставка, подготовленная Государственным Эрмитажем и Студией Захи Хадид (Лондон, Великобритания), представляет около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. В составе экспозиции - экспериментальные эскизы 1980-х годов, первые реализованные проекты, принесшие успех архитектору, и, конечно, работы последних лет, среди которых - опера в Гуанчжоу, Китай; центр Гейдара Алиева, Баку; музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский центр водных видов спорта; башни Signature и многие другие.
Заха Хадид - первая женщина-архитектор, ставшая одним из главных героев современной мировой архитектуры. Она сумела превратить сложное и рафинированное направление архитектурного "деконструктивизма" в общепризнанное актуальное течение мировой архитектуры. Ранние "бумажные" проекты Хадид не уступают в экспрессии и виртуозности рисунка эскизам последних лет. Сегодня Заха Хадид равно успешна и в проектировании стадионов и центров современного искусства, онкологических центров и жилых районов, экспериментах с дизайном и сценографией. Любовь к русскому супрематизму, изучению которого она посвятила многие годы, дает зрителям дополнительную возможность сформировать свой особый взгляд на творчество Хадид.
Заха Хадид – не только прославленный зодчий, но также всемирно признанный теоретик и педагог. Ее проекты – результат скрупулезных исследований в области градостроительства, архитектуры, дизайна, которые Заха Хадид ведет уже более 30 лет на протяжении своей архитектурной карьеры.
Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, Ирак. Изучала математику в Американском университете в Бейруте, а в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию – знаменитую сегодня Лондонскую архитектурную школу. В 1979 году, спустя два года после того, как она с отличием защитила свой выпускной проект в Ассоциации, Хадид основала собственную архитектурную мастерскую. Ее первый реализованный проект – Пожарная станция Витра – был завершен в 1993 году. До 1987 года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации, а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений, включая Колумбийский университет, Гарвард и Йель. В настоящее время архитектор является профессором Венского университета прикладных искусств. В 2004 году в стенах Государственного Эрмитажа, в Эрмитажном театре, Захе Хадид была вручена Притцкеровская премия – высшая награда, которую часто именуют "Нобелевской" в области архитектуры.
Специфика исследований Хадид и ее старшего партнера Патрика Шумахера связана с зоной сопряжения архитектуры, градостроительства, геологии и ландшафтных исследований. Проекты Хадид объединяют и рукотворные системы, и созданную природой топографию, призывают на помощь одновременно новейшие инновационные технологии и фундаментальные принципы естественно-научных процессов, что в первую очередь дает новый импульс и указывает альтернативный путь цифровому проектированию и современным производственным методам.
Заха постоянно говорит о том, что ее идеи рождены русским авангардом. На первый взгляд это кажется странным, но в этом и состоит глубокий смысл: русский авангард раскрепостил художника в пространстве, сделал его хозяином всех измерений. Именно эту черту русского авангарда Заха Хадид с удовольствием восприняла и превратила в реальную силу, мощную и непривычную: ровные стороны квадратов преломились в причудливые кривые, для создания которых нужно чувствовать арабскую каллиграфию.
Умение превратить элегантный завиток буквы в торжественную волну, птицу, спину дельфина и огромный водопад – это еще один элемент культуры, который Заха превратила в неповторимый метод.
Манифестами подобного трудного и подвижного пространства стали музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский олимпийский центр водных видов спорта, и, конечно, Центр Гейдара Алиева в Баку.
В 2007 году студия Захи Хадид выиграла конкурс на проектирование Центра Гейдара Алиева. Здание, ставшее главным культурным центром Азербайджана, радикально порывает с традициями строгой и зачастую монументальной советской архитектуры, которой так много в Баку. Задуманное как воплощение подлинно азербайджанской культуры, оно символизирует оптимизм, с которым народ Азербайджана смотрит в будущее.
По замыслу архитектора, внешнее и внутреннее пространство Центра образуют единое целое, плавно перетекая друг в друга. Окружающая здание площадь, органично встроенная в городскую ткань Баку, приподнимаясь, окутывает главный холл и обрисовывает выставочные залы, отведенные современному и традиционному азербайджанскому искусству. Сложные напластования волн, разветвлений, складок и изгибов создают функциональный архитектурный пейзаж, принимающий и провожающий посетителей по многоуровневому внутреннему миру.
Этим зданием восхищаются все: и те, кто бывал в Баку не раз, и те, кто приехал сюда впервые. Восхищаются им и самые прогрессивные бакинцы, и те, кто с недоверием относится ко всему новому. Восхищаются мировые звезды, приезжающие сюда на гастроли, восхищаются детишки, приходящие сюда на экскурсии. После постройки Центр Гейдара Алиева сразу оказался в списках самых удивительных сооружений XXI века.
Общая площадь территории Центра - 15,93 га. Огромное здание включает в себя три основные секции: трехэтажный Музей Гейдара Алиева, 9 этажей выставочных залов с галереями, кафе и офисом, и аудиториум - четыре уровня с концертным залом-аудиториумом, двумя многофункциональными конференц-залами, комнатами для официальных встреч и медиацентром. Основная экспозиция музея - это пример удивительного дизайна в сочетании с высокими технологиями.
В настоящее время студия Захи Хадид ведет работу над множеством проектов по всему миру, в том числе – над Новым национальным стадионом для Олимпийских игр 2020 года в Токио; Институтом Слейк Рит в Пномпени, Камбоджа; жилым комплексом на 28-й Вест Стрит в Нью-Йорке; Центральным банком Ирака и Большим театром в Рабате, Марокко.
Выставка, которая продлится до 27 сентября, подготовлена в рамках архитектурной программы проекта "Эрмитаж 20/21", призванного собирать, изучать и экспонировать произведения XX – XXI веков. Куратор выставки – Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. В разработке концепции проекта принимали участие Заха Хадид и Патрик Шумахер, Великобритания.