Газотранспортная система Украины окажется невостребованной после ввода в эксплуатацию "Северного потока-2". Об этом заявил глава украинской государственной энергетической компании "Нафтогаз" Андрей Коболев.
"Мы потеряем весь транзит", - приводит его слова РБК. Коболев напомнил, что "есть еще "Турецкий поток", который с большой вероятностью построят и запустят" к концу нынешнего года.
По его словам, газовая система Украины сейчас является сдерживающим фактором против "российской агрессии". Впрочем, эта ситуация не останавливает европейские компании от инвестирования в российский проект, констатировал глава "Нафтогаза". Он предложил налаживать "классическое партнерство" с Европой и в обмен на инвестиции допускать зарубежные компании к управлению украинской газотранспортной системой.
Договоренности Москвы и Киева о транзите газа через Украину истекают в конце 2019 года.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель, даже запуск обоих обходных маршрутов на полную мощность не отменит транзита российского газа через Украины – его ставит под вопрос совсем другой фактор. "Суммарно "Северный поток-2" и "Турецкий поток" дают порядка 130 млрд кубометров газа в год, а украинская газотранспортная система рассчитана на прокачку 180 млрд кубометров в год. Однако она перестанет быть востребованной по другой причине – во-первых, ее эксплуатация требует дополнительных инвестиций, ведь это очень старая система, все время нуждающаяся в ремонте, особенно участок Оренбург-Украина, эксплуатируемый с 1979 года. Газотранспортная система через Беларусь, запущенная в 2006 году, а также "Северный поток" и "Турецкий поток" стоят поэтому в приоритете выше украинского маршрута", - пояснил он, добавив, что при росте европейских закупок украинский транзит российского газа хотя бы на некоторое время будет сохранен.
"Но есть еще один момент – политический. Мы понятия не имеем, что будет завтра на Украине. Транзит газа – это бизнес, и люди предпочитают делать бизнес в стабильной ситуации, ведь у него главная цель – зарабатывать деньги. Никто не хочет рисковать. Если нам удастся отстаивать свои естественные бизнес-интересы, не прибегая к судам, не оказываясь в центре постоянных скандалов, не теряя газ в процессе транзита, украинский маршрут будет сохранен. "Газпром" же не политическая организация, а хозяйствующий субъект, у него задача – это добывать и продавать газ. Что происходит с Украиной, не является его проблемой, поэтому для продолжения украинского транзита "Газпрому" потребуются гарантии, которые совместно с Киевом могла бы дать Европа. Если формат сделки будет изменен, и газ будет покупаться европейцами на границе России и Украины, "Газпром" на это согласится точно", - подчеркнул Валерий Бессель.