Предварительная договоренность о снижении добычи нефти, достигнутая накануне странами ОПЕК впервые за восемь лет, несомненно, повлияет на нефтяные цены, но только в краткосрочной перспективе, поскольку в дальнейшем на ситуацию могут подействовать иные, негативные факторы, да и само соглашение пока не имеет формального статуса. Об этом в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" рассказали эксперты Валерий Нестеров и Иван Капитонов.
Так, аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров полагает, что никакой ценовой революции не произойдет. "После кратковременного подъема цена будет колебаться в соответствии с конъюнктурой рынка, так что стоимость нефти марки Urals в ближайшие месяц-два установится где-то в интервале $46-52 за баррель", - поведал он.
Эксперт подчеркнул, что развитие ситуации зависит от многих факторов. "Непонятно, завершится ли успехом следующая встреча ОПЕК в ноябре, где члены картеля должны будут формализовать соглашение. Кроме того, уже накопилась большая история несоблюдения странами-членами ОПЕК установленных квот, тем более что мониторинг нефтедобычи осуществляется довольно сложно, его данные не очень оперативны и слабо надежны. Например, оценка добычи в ряде стран ОПЕК, данная Международным энергетическим агентством, расходится со статистикой самой ОПЕК", - пояснил Нестеров.
По его словам, необходимо понимать, что всеобщей заморозки нефтедобычи не предвидится, потому что "крупнейшие производители, прежде всего США, не могут и никогда не смогут даже политически присоединиться к этому соглашению". Не примут участия в заморозке и Норвегия, Мексика, Бразилия, Канада, Австралия и другие крупные экспортеры нефти на мировом рынке.
"Если говорить о России, то она может маневрировать и действовать таким образом, чтобы создавать определенную нервозность среди потребителей на рынке и тем самым поддерживать цену на выгодном для нас и для большинства стран ОПЕК уровне. Но реальные шаги в направлении соглашения России и ОПЕК маловероятны, у нас почти нет положительной истории соглашений с последующей их имплементацией", - уточнил аналитик Sberbank CIB.
Нестеров обратил внимание, что Россия сейчас заинтересована, прежде всего, в наполнении бюджета и стабильности развития нефтяной отрасли. "Добыча растет, в будущем году мы не можем остановить новые проекты, целый ряд которых сейчас выходит на стадию роста, прежде всего, на Ямале и на Северном Каспии. Поэтому мы ожидаем рост добычи в России на 3% в будущем году", - сообщил эксперт.
Несвоевременной была бы заморозка и для большинства нефтяных компаний. "Они никак не заинтересованы в том, чтобы их усилия придержали административным способом. Другое дело, что у компаний объективно есть трудности с финансированием, их инвестиционная активность ослабевает, и это может в какой-то мере сказаться на результатах отрасли в будущем году. Но в любом случае специальной постановки задачи по "заморозке" или снижению добычи на действующих скважинах нет, это даже трудно себе представить", - заявил он.
"Тем более что у нас предстоит продажа "Башнефти", "Роснефти", "Русснефти", что значит, что эти компании должны показывать себя с лучшей стороны, демонстрировать хороший рост производственных показателей, то есть, по сути, увеличивать добычу. Другие компании, например, "Славнефть", тоже вряд ли могут позволить себе дальнейшее снижение: они уже поставили себе задачу затормозить до минимума падение производства. Например, "Лукойл" который тоже после периода серьезного падения добычи сейчас остро нуждается в ее стабилизации, запускает два месторождения в этом году", - добавил Валерий Нестеров.
Доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов также считает, что рост котировок, связанный с реакцией финансового рынка на алжирскую договоренность ОПЕК, не подлежит сомнению, однако он будет действовать лишь короткое время.
"В дальнейшем это может быть поправлено новостями из других регионов, в первую очередь из США, которые на фоне прогнозов роста цен в мире, конечно же, увеличат добычу. И это повлияет как на финансовый, так и на энергетический рынок. То есть ушедшие объемы просто заместятся. С США никто договоренности не достигал, да это и невозможно: сейчас там многочисленные компании ведут добычу нефти и газа, работая в сланцевой отрасли. Так что все это выглядит сейчас малоперспективным", - признался эксперт.
С другой стороны, по мнению Капитонова, сам факт, что ОПЕК уже начала предпринимать какие-то шаги, это позитивный сигнал, особенно если сравнить итоги переговоров в Алжире со встречей в Дохе. Говоря о возможных нарушениях новых ограничений странами ОПЕК, старший научный сотрудник ИЭ РАН заявил, что они едва ли будут значимы. "И раньше соглашения картеля нарушались, но нарушались несущественно. Поэтому сейчас, когда идет речь о том, что они ограничат добычу на текущем уровне, кто-то может добавить 0,2 или 0,3 млн баррелей в сутки к объему добычи, но точно не единицу", - уточнил он.
Шансы на всеобщую заморозку уровня добычи эксперт оценил как высокие. "Я думаю, что это вполне реально. Просто все заинтересованные стороны должны договориться, потому что все производители нефти стремятся к росту цены, и надо прекращать ценовые войны, переходить к регулированию добычи. И здесь очень важно найти компромисс. Пора заканчивать воевать", - призвал аналитик.
Давая прогноз относительно цен на нефть в ближайшие сроки, доцент ВШКУ РАНХиГС определил максимум, которого может достигнуть "черное золото", в $53 за баррель.
"Потом снова будет отыгрывание вниз, корректировка. Но все равно – мы не увидим столь низкой цены, какой она была до ценовых войн, хотя колебания будут, так как они выгодны финансовым игрокам. В ближайшее время стоит ждать отскока вниз, до $46 за баррель. Величина последующего отскока вверх будет зависеть от действий США, от данных по запасам и по бурению. Например, в прошлом месяце количество буровых в Америке увеличилось. Если оно опять вырастет по результатам сентября, мы это увидим в конце первой – в начале второй недели октября, и это сразу повлияет на цену. И дальше ситуация будет разворачиваться в том же духе", - заключил Иван Капитонов.