Вестник Кавказа

Сирию помирят по частям

Сирию помирят по частям
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сирию могут разделить на четыре зоны безопасности. С таким предложением на переговорах со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом выступил накануне президент России Владимир Путин. По его словам, он уже обсудил идею создания в Сирии зон безопасности с Дональдом Трампом — и тот поддержал ее. Консультации по этому вопросу Москва провела также с Дамаском и Тегераном.

"Мы все исходим из того, что нужно создавать механизмы, которые гарантировали бы прекращение кровопролития и создали бы условия для начала политического диалога", - поведал глава государства.

Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике (САР) был подписан сегодня в Астане в рамках нового раунда межсирийских переговоров, намеченного на 5 мая. Посредниками на них выступают Россия, Турция и Иран, а в числе стран-наблюдателей в этот раз в число которых входят США.

Ожидается, что Россия, Иран и Турция, которые выступают в качестве стран-гарантов соглашения, подпишут документ 4 мая к пленароному заседанию.

Согласно проекту, гарантами соблюдения режима прекращения огня в Сирии выступают Россия, Турция и Иран, "подтверждающие свою приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности САР". "Зоны смягчения эскалации" (так сказано в арабском варианте), или "зоны деэскалации" (в английском), предлагается создать в провинции Идлиб, к северу от Хомса, в восточной Гуте и на юге Сирии. Точные координаты этих зон должны быть определены странами-гарантами к 22 мая. Для этого в течение пяти дней после подписания меморандума должна быть создана рабочая группа.

Предполагается, что внутри четырех "островков безопасности" будет запрещено применение любых видов оружия, гуманитарным организациям будут созданы все условия для работы, будут приняты меры по восстановлению основных объектов социальной инфраструктуры, водоснабжения и других систем жизнеобеспечения. Авторы меморандума надеются, что организация зон деэскалации позволит возобновить работу органов власти и создать условия для возвращения беженцев.

Кроме того, вдоль границ зон деэскалации предполагается создать линии разграничения (в документе они названы просто зонами безопасности) "для предотвращения обстрелов между конфликтующими сторонами". Там должны появиться блокпосты для прохода мирных граждан, доставки товаров и гуманитарной помощи.

Также на линии разграничения вокруг зон безопасности могут быть размещены иностранные воинские контингенты, однако из документа не совсем понятно, о каких государствах идет речь, поскольку Россия, Турция и Иран в них везде называются "гарантами", а в этом месте говорится о "странах-наблюдателях".

Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что в настоящее время, несмотря на все сложности, сирийский кризис начал вступать в фазу завершения. "Стороны устали от войны, а новых военных успехов никто уже не надеется достичь, а это расширяет с разных углов возможность выхода на договоренности. Если же говорить о формах деэскалации, то они могут быть разнообразными. Судя по всему, попытки достичь деэскалации в масштабах всего территориального пространства Сирии заходят в тупик и не дают возможности продвигаться. В этих условиях и выбран другой вариант – создание там, где это представляется возможным, в силу объективных и субъективных причин, зон относительной военной тишины", - отметил он.

Со временем эти зоны могут быть расширены. "В дальнейшем, если этот эксперимент удастся и в данных зонах будет закреплен режим военной тишины, они могут вырасти в размере, а также их может стать больше. Пока согласовано 3-4 островка относительной безопасности, но, если будет успех, дело пойдет дальше. Главное – отработать сейчас на этом ограниченном пространстве два ключевых элемента. В первую очередь, это вопрос о верификации, самый сложный и самый тяжелый вопрос всего сирийского урегулирования, потому что у всех есть недоверие друг к другу. В течение длительного периода времени так и не был создан какой-либо устойчивый механизм проверки обвинений, которому минимально доверяли бы различные стороны конфликта. Возможно, его удастся создать на этих островках безопасности", - выразил надежду Андрей Бакланов.

Также важен вопрос о нейтральном полицейском присутствии. "В настоящее время частично эту функцию выполняют наши полицейские части, но здесь предполагается, что должен быть создан международный механизм. Трудность заключается в том, что Дамаск не доверяет целому ряду возможных участников такого механизма, потому что они неоднократно доказывали свою нелояльность, необъективность и необязательность, и повторять эти попытки сирийское руководство не хочет. Поэтому нужно будет найти какую-то иную форму сил правопорядка в зонах деэскалации. На Ближнем Востоке традиционно использовали для этого полицейские силы стран северной Европы – Норвегии и Швеции. Так, для урегулирования ситуации на Палестинских землях в свое время наибольшее доверие всех сторон заслужили норвежцы", - обратил внимание дипломат.

"Эти зоны безопасности создаются не от хорошей жизни, а из-за того, что на более широком пространстве нереально достигнуть долгосрочного перемирия. Хотелось бы надеяться, что усталость от войны и тенденция на деэскалацию приведет к тому, что в ограниченных пространствах можно будет отработать методику достаточно прочного прекращения огня, укрепления гуманитарных функций, снабжения населения и выработки элементарного доверия, без которого дальнейшее урегулирование кризиса немыслимо", - заключил Андрей Бакланов.

Доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян, в свою очередь, обратил внимание, что создание эффективных зон безопасности считается приемлемым для всех сценарием при признании нерешаемости сирийского конфликта военным путем. "Это переходный вариант перед политическим компромиссом. Проблема только в том, что создание зон безопасности требует определенных условий, прежде всего, эффективной системы прекращения огня, которая должна поддерживаться, иначе никакой зоны безопасности не будет", - отметил он, добавив, что ответственной за поддержание прекращения огня будет Турция, имеющая влияние на сирийскую оппозицию.

Эффективность введения зон безопасности в целом будет зависеть от поведения сирийской оппозиции. "В последнее время режим прекращения огня регулярно нарушался, из-за чего сирийская армия вынуждена была перебрасывать свои войска от фронта против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка – прим. ред.) на решение проблем в центральной Сирии. Однако, если оппозиция будет исполнять взятые на себя обязательства, то введение подобных зон безопасности будет вполне эффективным для прекращения кровопролития в Сирии", - ожидает Геворг Мирзаян.

Говоря о том, какое влияние на судьбу президента Башара Асада окажет подобное всеобщее согласие на введение зон безопасности, политолог подчеркнул, что и по Асаду уже имеется негласный компромисс. "Общий знаменатель звучит следующим образом: Башар Асад остается во главе Сирии до окончания гражданской войны. Я не вижу возможности каким-либо образом подвинуться с этого сценария, на него согласились в свое время и американцы, и европейцы, и иранцы, и Анкара", - сказал доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ.

42090 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября