Россия и Грузия способны продолжать в дальнейшем восстанавливать свои отношениях в различных сферах, подчеркнули в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" политологи Вячеслав Коваленко и Нана Девдариани, комментируя почти одновременные заявления премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили и главы МИД России Сергея Лаврова о намерении двух стран продолжать всемерный диалог.
Напомним, что о важности для Грузии поддержания контактов с Россией Гарибашвили высказался по итогам визита в Брюссель. "Грузия за два года смогла свести напряженность в отношениях с Россией к минимуму. У нас нет реального продвижения в политических отношениях с Россией, но надо подождать развития событий. Есть полная поддержка Евросоюза, и нам необходимо больше работать, иметь больше единства и меньше внутреннего противостояния", - призвал он.
Лавров выразил аналогичную позицию, выступая сегодня на "правительственном часе" в Госдуме. "Мы готовы продолжать нормализацию отношений с Грузией", - сказал он.
Бывший посол России в Грузии, директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко в связи с этим отметил, что проблема разногласий российской и грузинской позиций по статусу Абхазии и Южной Осетии не должна быть тупиком для многосторонних отношений двух стран. "Да, есть тяжелая проблема, Абхазия и Южная Осетия, которые в Грузии считают своей территорией, а в России признают независимыми государствами. Это, конечно, остается предметом острого политического противостояния, однако замыкать все вопросы двусторонних отношений на этом неразумно. Есть целый ряд тем, которые можно обсуждать и находить взаимоприемлемые решения, что будет отвечать интересам обеих сторон", - подчеркнул Коваленко.
По его оценке, диалог может быть продолжен по гуманитарным и экономическим трекам. "Возможно и дальнейшее облегчение визового режима между двумя странами, и укрепление торгово-экономических связей. На мой взгляд, после подписания большого соглашения между Россией и Абхазией на повестке дня появится вопрос об открытии сквозного железнодорожного пути из России через Абхазию в Грузию и Армению. Решение подобных вопросов, в конечном счете, способно изменить политическое мышление как в Грузии, так и в Абхазии. Если найти для начала какие-либо, пусть микроскопические, но точки соприкосновения в торгово-экономической сфере, а затем увеличивать число таких точек, это поможет смягчить и политический климат в регион. Взаимные интересы это то, что подвигнет стороны к какому-либо взаимоприемлемому решению по территориальным вопросам", - считает дипломат.
Вячеслав Коваленко также одобрил намеренное отсутствие попыток России и Грузии вывести спорные вопросы на первый план. "Я думаю, что правильно делают сейчас обе стороны, не выдвигая территориальные проблемы на передний план, тем более что речь идет о грузино-абхазском и грузино-осетинском конфликтах, участником которых Россия не является. Тем не менее, спорные вопросы, не являются вечными. Появляются новые взаимовыгодные обстоятельства, которые будут приводить к изменению общественного мнения, а это будет способствовать решению проблем, которые сегодня кажутся неразрешимыми", - заключил он.
Руководитель Центра глобальных исследований Грузии Нана Девдариани, в свою очередь, обратила внимание на то, что заявление Гарибашвили было связано с его поездкой в Брюссель. "Проблема в том, что сейчас внутренние политические силы в Грузии, соревнуются, кто покажет себя более прозападным, дабы угодить заокеанским партнерам. После заявления экс-министра обороны Ираклия Аласания о том, что курс на евроатлантическую интеграцию под угрозой, Гарибашвили в Брюсселе был вынужден клясться и божиться, что Грузия не меняет внешнеполитическую ориентацию. Отчетливо видно, что от него требовали этих заявлений. В том числе он подтвердил и позицию о безальтернативности переговоров с Россией. Конечно, сами по себе эти дипломатические заявления о готовности к диалогу, позитивны, однако важно, чтобы за ними следовало что-либо конкретное и ощутимое", - сказала Девдариани.
По мнению эксперта, в определенной перспективе избегание переговоров на тему Абхазии и Южной Осетии создаст препятствие для дальнейшего сближения в неполитических сферах. "Для этого нужно или создать новый формат, или начать подготовку встречи первых лиц. Поясню, что даже такой, казалось бы, безболезненный вопрос, как восстановление гуманитарного сотрудничества по линии культуры, науки и образования, наталкивается здесь на лозунги "Нельзя сотрудничать с оккупантом!", подаваемые и поддерживаемые со стороны прежних властей, то есть "Единого национального движения". Вопрос Абхазии и Южной Осетии в наших отношениях настолько болезненный, что если по нему вообще не будет ничего сказано, другие формы сотрудничества будет сложно", - пояснила она.
"На мой взгляд, культура, наука, образование, здравоохранение - это те сферы, которые не должны зависеть ни от каких политических данностей, но, тем не менее, эта проблема все время дает о себе знать. Это усугубляется, кстати, украинскими событиями, вялотекущим конфликтом, который каждый день уносит человеческие жизни, в том числе и детей. Сейчас очень сложный период, однако, несмотря на эту сложность, дипломатические ведомства должны найти в себе ресурс и возможность начать этот диалог, хотя бы неформальный и не афишируем. Процесс должен быть начат", - заключила Нана Девдариани.