Вестник Кавказа

Российская нефть заменит Китаю саудовскую?

Россия по итогам 2015 года заняла второе место по экспорту нефти в Китай, поставив 42,43 млн т нефти (годовой прирост составил 28%). Лидирующие позиции по итогам прошлого года остались за Саудовской Аравией, которая поставила КНР 50,55 млн т нефти, годовой прирост составил 1,78%. Как говорится в обнародованном докладе Главного таможенного управления КНР, в декабре 2015 года РФ увеличила объем поставок нефти в Китай до 4,81 млн т, что превышает показатель 2014 года на 29%. В общей сложности в прошедшем году Россия становилась крупнейшим экспортером нефти в КНР четыре раза: в мае, сентябре, ноябре и декабре.

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, России вполне по силам обогнать Саудовскую Аравию и занять первое место по экспорту нефти в Китай, поскольку в плане транзитных рисков она является для КНР более безопасным партнером. "Нефть, которую Китай покупает и у Саудовской Аравии, и в той же самой Анголе, и в других странах Ближнего Востока и Африки, в любом случае сначала проходит через Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии, а потом уже морем доставляется в порты Китая", - сказал он.

"В отношениях Китая с Японией и США, поддерживающих японцев в вопросе принадлежности островов, которые Китай искусственным образом насыпает в Южно-Китайском море, сейчас довольно большая напряженность. Американцы, японцы и корейцы постоянно проводят там учения, тем самым показывая, что они контролируют этот Малаккский пролив, который является своеобразным "бутылочным горлышком", потому что все углеводороды и прочие товары, которые идут из Европы в Азию, проходят именно через него. Он довольно узкий, и если его перекрыть, то Китай не получит ни одного барреля нефти с Ближнего Востока", - пояснил эксперт.

По его словам, Китай стратегически пытается дифференцировать источники и маршруты поставок, поэтому стремится закупать большую часть нефти у России. "Речь идет о двух маршрутах. Во-первых, это Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО). Тут нефть с ряда месторождений, в том числе Ванкорского, поступает на территорию Китая по нашей с ним восточной границе. Во-вторых, часть нефти доходит до конечной точки нефтепровода ВСТО - порта Находка. А там она уже отгружается с танкеров и поставляется в Китай. В обоих случаях нет никаких транзитных рисков. Поэтому, конечно, для Пекина стратегически безопаснее покупать российскую нефть. Тем более, что та же "Роснефть" и Китай идут навстречу друг другу. Я не удивлюсь, если в ходе приватизации "Роснефти" часть акций достанется КНР. Вполне возможно, что неконтрольные пакеты дочерних компаний "Роснефти" также получат китайские компании, это уже даже обсуждалось", - рассказал аналитик.

Также он напомнил, что на торжественной церемонии запуска строительства газопровода "Сила Сибири" президент РФ Владимир Путин заявил, что глава "Роснефти" Игорь Сечин предложил ему одобрить идею продажи части акций Ванкорского проекта государственной нефтяной компании Китая CNPC. "Тогда глава государства отметил, что никаких ограничений для китайских друзей не существует. Сделка, правда, пока не состоялась, но вполне возможно, что китайские и индийские компании получат неконтрольный пакет, то есть вплоть до 49% акций в "Ванкорнефти". Сейчас индусы ближе к этому, но и китайские компании, вполне возможно, войдут. Это как раз делается по той причине, что Пекин хочет гарантировать себе источники нефтяных поставок", - заметил эксперт.

При этом он указал, что Китай будет продолжать увеличивать поставки нефти из России, но полностью на российский рынок не переключится. "Китайцы пытаются дифференцировать маршруты. Поэтому полного отказа Китая от ближневосточной и от африканской нефти никогда не произойдет. КНР может большую часть закупать в России, но не 100%. Такова стратегическая цель Пекина", - резюмировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В свою очередь заместитель директора Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете Андрей Корнеев заметил, что показатели России и так уже достаточно близки к саудовским. "Это не первый случай, когда мы превосходим Саудовскую Аравию. Фактически мы уже в тройке, а может быть, даже и в двойке ведущих поставщиков нефти в Китай. Я думаю, что сейчас для России, помимо сохранения нынешних объемов, важнее все-таки попытаться не просто поставлять сырую нефть, но еще и продолжить усилия по созданию на территории Китая нефтеперерабатывающих производств. Первый такой проект был реализован в Тяньцзине", - рассказал эксперт. 

При этом он отметил, что в этом вопросе РФ снова будет конкурировать с Саудовской Аравией. "У нее примерно такие же амбиции – то есть постепенное смещение в сторону более высокой добавленной стоимости той продукции, которая поставляется в Китай. Если мы и в этом преуспеем, то можно будет сказать, что мы успешно развиваемся в этой сфере. Хотя, согласно прогнозу многих специалистов, традиционные поставщики в Персидском заливе постепенно выходят на истощающиеся мощности, поэтому нельзя исключать, что со временем мы сможем их потеснить с учетом тех разведываемых запасов, которые есть в России", - уточнил аналитик.

Помимо этого, он сообщил, что у России довольно высокая себестоимость добываемой нефти, и вряд ли она будет падать. "По этой причине нужно диверсифицировать наш экспорт в Китай. Нефть и газ - это важно, это опора нашей торговли, но будет правильным решением, если мы продолжим усилия по диверсификации наших торгово-экономических связей. Здесь нужно и экспорт услуг в Китай развивать. В общем-то российские компании и правительство прилагают соответствующие усилия. Просто необходимо более настойчиво работать в этом отношении, и постоянно искать какие-то дополнительные новые формы, которые бы позволили именно наш экспорт в Китай, во-первых, наращивать, а во-вторых, чтобы он стал более высокотехнологичным", - заключил заместитель директора Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете Андрей Корнеев.

14715 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября