Рост розничных цен на нефтепродукты при падении мировых цен на нефть вызывает удивление, - об этом сегодня на совещании с членами правительства заявил президент России Владимир Путин. "Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%", - сказал Путин. По его словам, основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. "Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?" - подчеркнул глава государства.
Как сообщил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" глава Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Иван Грачев, на сегодняшний день общепринятая точка зрения такова, что рыночные механизмы в РФ работают, и они все расставят на свои места.
"На самом деле это не совсем так. Ни по электричеству, ни по бензину, ни по остальным продуктам. Поэтому требование увеличить регулирующую роль государства, на мой взгляд, является правильным", - считает он.
"Я полагаю, что возможность придержать рост цен на некоторые наши товары на базе нефти есть, только есть одна принципиальная проблема. Она заключается в том, что правительство не только не участвует в регулировании, но и проводит в жизнь неверные решения. Например, налоговый маневр был проведен так, что начальный налог НДПИ существенно увеличен со следующего года, но при этом рост цен на бензин и на остальные нефтепродукты будет расти", - заметил Грачев.
"Поэтому, на мой взгляд, правительству надо предъявлять более общие требования", - резюмировал председатель Комитета Госдумы по энергетике.
Со своей стороны директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин подчеркнул, что на месте потребителя он тоже выразил бы возмущение, но с точки зрения того, что происходит на рынке, это в принципе объяснимо, поскольку нефть дешевеет в долларах, а бензин продается в рублях.
"Условно говоря, нефть подешевела на 35%, но при этом рубль снизился к доллару примерно на 50%. Соответственно, если бы мы смотрели на наш бензин в долларах, то сейчас цены на бензин снизились бы даже не на 35%, а где-то на 40%. То есть в таком эквиваленте они, конечно, снижаются, но только за бензин мы платим не в долларах, а в рублях. А поскольку платим в рублях, то и получается эта картина, когда идет понижение цены на нефть, но при этом для внутреннего рынка все это полностью компенсируется как раз курсовой разницей", - пояснил Кулагин, добавив, что та же курсовая разница и те же цены учтены и в налогах.
"С одной стороны, у нас внешняя цена понижает налог на добычу полезных ископаемых, а с другой стороны, во внешней цене учитывается курс доллара, в цене на добычу НДПИ. В налоге учитывается курс доллара, который повышает эту цену. И отсюда получается то, что мы видим на рынке - ослабление рубля, которое привело именно к этому росту цен. Это такой неизбежный фактор, хотя, конечно, ФАС тут надо поработать, посмотреть по регионам и внимательно посчитать, не было ли то удорожание цен на бензин и на другие нефтепродукты в отдельных регионах выше, чем это показывает реальная рыночная ситуация", - выразил мнение эксперт.
"Вполне возможно, что где-то тут компании решили сыграть на этом и дополнительно заработать. Но изначально экономика нефтяной отрасли такая, что ждать, что цены на нефть упадут и ровно на столько же упадет цена на бензин, конечно, не стоит, потому что они просто-напросто считаются в разных валютах", - пояснил он.
"Если же смотреть экспортную цену на нашу нефть Urals в рублях, то в последнее время она росла, а не падала", - подчеркнул Кулагин.
Кроме того, комментируя выступление Владимира Путина, он обратил внимание на то, что заявления президента традиционно сказываются на положении дел в РФ. "Компании начинают более осмотрительно относиться к своим затратам и к тем ценам, которые они устанавливают. Естественно, соответствующие ведомства, прежде всего ФАС, сейчас начнут поднимать формулы расчета налогов, смотреть насколько обоснованы эти траты, насколько это изменение цен, которое мы видим на заправках, оправдано в связи со сложившейся экономической ситуацией", - рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН.
"Здесь влияет целый ряд факторов. Это не только цена на нефть, это и курс доллара, и изменение маржи, и изменение затрат. Более того, нужно же смотреть по регионам, потому что у нас в каждом регионе цена отличается. То есть нужно выявить, где именно это повышение было неоправданно. Соответственно, дальше надо будет работать с этими компаниями, выдавать им соответствующие предписания, может быть, штрафовать, но только в том случае, если это будет подтверждено", - заключил эксперт.