Правящая партия "Нур Отан" ("Свет Отечества") набрала на прошедших накануне в Казахстане парламентских выборах 82,15% голосов. Об этом заявил председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) республики Куандык Турганкулов.
Согласно предварительной информации ЦИК, Демократическая партия "Ак жол" ("Светлый путь") получила 7,18%, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) - 7,14%, Народно-демократическая патриотическая партия "Ауыл" ("Село") - 2%, Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) - 1,18%, партия "Бирлик" ("Единство") - 0,29%.
"Таким образом, партии "Нур Отан", "Ак жол", КНПК преодолели семипроцентный барьер, что позволяет им быть представленными в Мажилисе (нижняя палата) парламента Казахстана", - цитирует ТАСС главу ЦИК.
Ранее Центризбирком объявил предварительные сведения по явке - она составила рекордные 77,1%.
Турганкулов сообщил, что, в соответствии с избирательным законодательством Казахстана, окончательные данные будут опубликованы не позднее 26 марта.
За объявлением результатов exit poll в республиканском предвыборном штабе "Нур Отан" следил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он прибыл туда около полуночи, сообщил круглосуточный новостной телеканал "24.kz". По окончании оглашения exit poll глава государства поблагодарил казахстанцев за оказанное доверие партии. Он также указал, что выборы прошли открыто и спокойно.
"За выборами следили 800 иностранных и порядка 10 тыс местных наблюдателей, отметивших, что избирательный процесс прошел в соответствии с законодательством. Мы провели на глазах мирового сообщества открытые и справедливые выборы", - заявил он.
"Народ еще раз оказал доверие курсу, который мы проводим, тем программам и платформам, которые объявил "Нур Отан", и всем программам, которые предложила партия на это время", - отметил Назарбаев. "Задачи, поставленные перед нами, очень не простые. И это победа. Это доверие народа", - подчеркнул президент.
Он также выразил благодарность другим партиям, которые участвовали в выборах. "Они проявили свою активность, высказанные ими предложения и замечания будут учтены партией "Нур Отан", и взаимодействие с ними по озвученным вопросам найдет свое продолжение", - заверил глава государства.
Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Казахстан Марат Шибутов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" объяснил подобный успех "Нур Отана" тем, что "все попытки ребрендинга старых партий и деятельность оппозиции провалились полностью".
Он также прокомментировал низкую явку в Алма-Ате, составившую лишь 34,1%, что более чем в два раза хуже среднего результата по стране. По словам эксперта, это является "местной особенностью". "Тут всегда на всех выборах самая низкая явка в стране, потому что мегаполис. Чем больше город - тем ниже явка", - объяснил Марат Шибутов.
Директор Института ЕАЭС, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Владимир Лепехин отметил, что результаты выборов демонстрируют, что "ситуация в стране не изменилась". "Отношение населения к правящей партии не изменилось ни в лучшую, ни в худшую сторону. Даже если какие-то экономические показатели опустились в связи с общемировым кризисом, проблемами в России, связанными с экономическими санкциями, все равно это не повод, чтобы не голосовать за правящую партию, потому что элиты и народ понимают, что эти недостатки зависят не от руководства Казахстана, а от общей ситуации в мире и в пространстве ЕАЭС. Поэтому нет оснований разочаровываться в партии власти. Наоборот, когда возникают внешние угрозы, есть смысл сплотиться и дать еще больший мандат доверия руководству. Ситуация предельно стабильна в политической системе, поэтому результат прошлых выборов фактически повторен", - сказал он.
Кроме того, успех правящей партии обусловлен тем, что "другие политические партии не проявили особой активности". "Тут тоже могут быть разные причины. С одной стороны, возникает вопрос, были ли возможности у других политических партий быть более активными? У тех партий, которые вошли в парламент, стояла задача повторить свой результат, остаться в парламенте. Поскольку опросы показывали, что они проходят, то эти партии особо не напрягались. Соответственно, другие партии, которые получили 2 и менее процентов, доказали, что они при любых раскладах в парламент не проходят, поэтому им тоже не было смысла перенапрягаться", - считает эксперт.
"Единственное, что могло бы изменить ситуацию в Казахстане, дестабилизировать немного и поднять, например, популярность оппозиционных партий, - это какое-то внешнее вмешательство. Но, я думаю, в Казахстане и силовые структуры, и руководство страны проводят достаточно грамотную политику в этом отношении, чтобы минимизировать вмешательство внешних сил, поэтому результат абсолютно предсказуем. И фактически мы можем вести речь о том, что повторена ситуация предыдущих выборов", - подчеркнул Лепехин.
Говоря о том, что может измениться в казахстанской политике после выборов, он напомнил, что в республике "главную задачу формулирует президент". "У него несколько задач, одна из которых сводится к тому, что необходимо как-то готовить политическую систему к новому лидерству, поскольку речь идет о создании механизма преемственности. Именно поэтому Назарбаев говорит все время о том, что он хотел бы передать часть полномочий парламенту. То есть, на самом деле, эти парламентские выборы еще раз являлись способом проверки готовности элит к каким-то самостоятельным действиям, направленным на реализацию стратегии развития. Это Назарбаев постоянно делает, будоражит и население досрочными выборами. То есть, задача политического развития страны остается, с одной стороны, а с другой стороны, обозначены актуальные направления ближайших лет. Это - все-таки создать некий механизм, при котором бы произошла консолидация элиты, и после ухода, если такое случится, президента элиты могли бы двигать страну, продолжать развивать ее дальше", - считает Лепехин.
Комментируя ситуацию в Алма-Ате, эксперт отметил, что она "сама по себе является некой оппозицией по отношению к Астане, но эта оппозиционность никак не оформлена". "Она может быть оформлена, когда есть возможность, например, проголосовать за какую-то политическую партию, которая противостоит, может быть, или оппонирует правящей партии. Но такой реальной оппозиционной партии, которая реально бы отражала интересы Алма-Аты, нет", - сказал он.
"У жителей Алма-Аты есть ощущение, что им что-то не нравится в политике Астаны, и в целом есть некая инерция противостояния, как, например, в России есть Москва и Санкт-Петербург. И у Санкт-Петербурга как у бывшей столицы, у жителей Санкт-Петербурга как у жителей бывшей столицы всегда есть некое настороженное отношение к Москве, определенная фронда. Поэтому я допускаю, что и в Алма-Ате такая фронда есть", - добавил директор Института ЕАЭС.
"Но эти настроения никак не артикулированы в политическом пространстве, потому что, грубо говоря, алматинцы сами не знают, чего хотят в политике. Поэтому это просто такая некая инерция определенной ревности к Астане. Возможно, это присутствует. Я лично так могу объяснить эту низкую явку", - резюмировал Владимир Лепехин.