На состоявшейся накануне международной конференции в Анкаре "Кавказская война XIX века: Realpolitik и "войны памяти"" тема профессионального диалога между историками разных стран была дополнена анализом диалога на "любительском" уровне индивидуальных и коллективных представлений об истории Кавказа. Заведующий научно-исследовательской лабораторией истории и культуры народов Кавказа Северокавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета Николай Трапш рассказал о том, как изменился этот диалог сегодня, в эпоху развитых информационных технологий.
Если прежде исторические стереотипы передавались по трём каналам - семейные предания, фольклор и региональная историографическая традиция, то сегодня благодаря сети Интернет создан новый канал "полноценной трансляции соответствующих стереотипных образов, исследовательских интерпретаций и индивидуальных аллюзий". "Доступные виртуальные порталы и социальные сети позволили широким слоям региональной общественности принять активное участие в проблемном диалоге. Следует выделить и то существенное обстоятельство, что виртуальная среда позволила включить в живую дискуссию многочисленных представителей зарубежной диаспоры, имеющих собственный взгляд на страницы кавказской истории XIX столетия", - пояснил изменившуюся ситуацию Трапш.
В качестве одного из наиболее интересных сегментов сетевого диалога доцент предложил рассмотреть полемику абхазских и адыгских блоггеров по актуальным проблемам региональной истории, в том числе о Кавказской войне. "Своеобразным катализатором виртуальной дискуссии стала неоднозначная позиция действующего абхазского руководства, связанная с публичным отрицанием "черкесского геноцида". В контексте указанного обстоятельства исходным предметом эмоциональной полемики стала двусмысленная ситуация, в рамках которой Абхазия официально признаёт геноцидный характер принудительного выселения значительной части абхазского населения как после известного восстания 1866 года, так и на завершающем этапе русско-турецкой войны 1877 1878 годов, но отказывает в подобном заключении по отношению к трагическим событиям начала 60-х годов XIX столетия на Западном Кавказе", - сообщил Трапш о предпосылках начала активного диалога блоггеров об истории Кавказа.
Также, по его словам, активно сегодня обсуждается этническая принадлежность садзов или джигетов, живших в междуречье Бзыби и Псоу, "оказывавших ожесточённое сопротивление российским войскам и почти полностью изгнанным после окончательного покорения Западного Кавказа". "Адыгские блоггеры утверждают, что абхазские историки и общественные деятели необоснованно рассматривают указанные горские социумы как имманентную часть собственного этноса, территориальные границы которого они искусственно расширяют едва ли не до современного Туапсе. Противоположная сторона приводит собственную аргументацию, в соответствии с которой садзы в социально-политическом и лингвистическом измерении были гораздо ближе к восточным соседям, нежели к вольным черкесским сообществам Западного Кавказа", - поведал доцент.
Среди характерных особенностей этих дискуссий Николай Трапш выделяет взаимодействие сетевых субъектов с разным уровнем интеллектуально и профессиональной подготовки, искусственную актуализацию рассматриваемых исторических событий, умелое использование разнообразного источникового материала и профильных фрагментов предшествующей историографической традиции. "Как представляется, подобный диалог после частичной деконструкции может способствовать как существенному приращению собственно научного знания, так и последовательному формированию новых устойчивых фрагментов исторической памяти, неразрывно связанных с Кавказской войной", - подчеркнул позитивный стороны "любительского" сетевого диалога об истории Кавказа эксперт.