Председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает, что включение печатного станка и "дешевые деньги" помешают экономическому росту в РФ.
"Часто слышим обвинения, что у Центрального банка нет цели экономического роста", он "не думает об экономическом росте", заявила она на форуме АБР "Банки России - XXI век", указав, что на самом деле это, "конечно, глубоко не так". У ЦБ "по всем направлениям" "конечной целью являются поддержание экономического роста и повышение благосостояние людей", подчеркнула Набиуллина.
Также она отметила, что Центробанк "обычно упрекают" и обвиняют в том, что он не включает печатный станок, чтобы поддержать экономический рост. Его включение и "излишне "дешевые деньги" не помогут", а помешают экономическому росту, полагает глава регулятора.
Вопрос о количественном смягчении ранее поднимал бизнес-омбудсмен Борис Титов, напоминает ТАСС.
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей указывал, что к такой политике прибегали США, Япония, страны Евросоюза. Он предложил провести денежную эмиссию, чтобы создавать условия для отдельных компаний, секторов экономики, наращивать спрос.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов, позиция Набиуллиной вполне объяснима: дешевые деньги очень быстро разгонят инфляцию. "В последние годы в России держится низкая инфляция, и мы уже подзабыли, как было раньше (что неудивительно, человек быстро привыкает к хорошему). Большую часть своей истории Россия жила в условиях высокой инфляции – и когда был экономический рост, и когда его не было. Даже простой здравый смысл говорит, что при текущей стагнации экономики лучше иметь низкую инфляцию, чем высокую, ведь рост цен будет еще сильнее бить по потреблению", - указал он.
"У нас уже была политика дешевых денег, и очень суровая, но тогда инфляция составляла по 20% в месяц. Текущие проблемы российской экономики никак не связаны именно с денежно-кредитной политикой – и Центробанк довольно четко дает это понять. И это хорошо, что в ЦБ есть такое понимание, ведь если бы власти попытались номинально ускорить нашу экономику дешевыми деньгами, мы бы получили все то же самое, что у нас есть сейчас, только на фоне высокой инфляции. Говорить о количественном смягчении можно не раньше, чем либо улучшится внешняя конъюнктура, либо произойдут структурные реформы, которые все никак не проведут", - подчеркнул Сергей Хестанов.
Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков отметил, что, согласно теории экономики, Набиуллина права. "Лишние деньги в экономике, которая не в состоянии их абсорбировать, оказываются выброшенными в офшоры, а допускать такое, конечно, неразумно. Однако статистика предыдущих лет показывает, что избыточная денежная масса помогает нашей экономике развиваться и избегать кризиса, а кризис наступает именно во время сжатия денежной массы. То есть, чем меньше в России денег, тем больше спад экономики", - указал он.
"Сейчас лучше было бы изменить нормы резервирования по кредитам для юридических лиц и открыть доступ к деньгам простым заемщикам. У нас настолько жесткие требования к заемщикам и настолько высокая ставка, что в экономику их деньги не попадают. Безотзывные облигации Банка России сейчас опять вступили в обращение и крутятся на рынке, и это явно говорит об избыточной ликвидности на рынке – но предприятия по-прежнему нуждаются в деньгах, экономика замерла. О чем это говорит? О том, что эти деньги в экономику не попадают, хотя они и есть. Такие сейчас условия, что деньги не доходят до тех, кому они нужны", - заключил Юрий Юденков.