Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко приняла участие в парламентских слушаниях "О параметрах проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Она заявила, что бюджет России должен быть не просто бухгалтерским документом, "в котором дебет сводится с кредитом".
"Нам нужен бюджет развития, бюджет надежды, бюджет успеха", - подчеркнула сенатор, отметив, что основной финансовый документ должен стать драйвером роста экономики, реализации политики технологической независимости, повышения производительности труда, развития инфраструктуры. "И главное - улучшения качества жизни наших граждан", - указала глава верхней палаты российского парламента.
По словам Матвиенко, сдерживание внутреннего спроса и реальных доходов населения вряд ли поможет преодолеть стагнацию в экономике. При этом она считает, что оптимизация расходов для сбалансированности бюджета - это оправданная мера. "Только под оптимизацией правильно понимать не механическое сокращение, а разумное и точное перераспределение расходов", - уточнила сенатор.
"Представляется крайне сомнительным, что стагнацию можно преодолеть путем сдерживания роста реальных доходов населения и сокращения внутреннего спроса", - цитирует ее ТАСС. Матвиенко добавила, что вряд ли стоит "так уж бояться умеренного дефицита бюджета". "Ведь во многих развитых странах это вполне нормальная ситуация", - напомнила она.
В ходе парламентских слушаний глава Совфеда также указала, что ряд государственных программ не могут стать основой бюджета, поскольку проработаны они недостаточно, их цели неконкретны, а лимиты финансирования не определены.
Напомним, проект федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов был внесен в Госдуму 28 октября. Согласно документу, дефицит бюджета в 2017 году составит 2,75 трлн рублей (3,2% ВВП) и будет планомерно сокращаться до 1,14 трлн рублей (1,2% ВВП) в 2019 году.
Как заявила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина, текущий проект бюджета, с одной стороны, сохраняет социальные обязательства, с другой же, действительно, нацелен на развитие.
"Формула любого роста в экономике - это инновации, инвестиции и человеческий капитал", - напомнила эксперт.
Инвестиции, по ее словам, согласно проекту бюджета, постепенно возрастают, причем на протяжении всей трехлетки. "Это видно и по объему ВВП, от которого зависит уровень инвестиций: в 2017 году российский ВВП составляет 0,2%, причем уже не в минус, а в плюс. Затем закладывается еще большее нарастание - 0,4-0,6%. В 2018 году ожидается рост инвестиций примерно на 2%. Это и есть один из источников развития", - уточнила профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.
Говоря об инновациях, Пронина указала на территории опережающего экономического развития, действующие на Дальнем Востоке, а также на особые экономические зоны, некоторые из которых показывают очень хорошее развитие, например, зона аэропортового типа в Ульяновской области.
Под человеческим капиталом, отметила эксперт, имеются в виду жители страны и социальные обязательства в отношении них. "Здесь тоже социальные обязательства сохраняются, правда, не все и не в той мере, как это было в "тучные" годы, как это было в предыдущем году. В общей сложности действует 40 госпрограмм. При этом по программе образования сокращение идет несколько большее, чем по программе здравоохранения", - рассказала она.
Говоря о здравоохранении, аналитик выразила обеспокоенность относительно того факта, что дефицит в Фонде обязательного медицинского страхования превысил уровень в 500 млрд рублей. "Здесь, конечно, придется работать с повышением страховых тарифов, страховых взносов", - уточнила Пронина.
При этом эксперт приветствовала сохранение на 2017 год не только единовременной выплаты для всех пенсионеров, кроме военных, но и индексации по уровню фактической инфляции. "Фактическая инфляция в текущем году составила примерно 5,8%, не 12,9%, как это было в прошлом году. И даже пенсии неработающим пенсионерам проиндексируют по фактической инфляции 5,8%, это тоже хорошо", - поделилась она.
"К сожалению, слабоват остается план официальных мероприятий: там не так уж много кардинальных вещей, речь идет об обычных мерах, например, строительстве школ. Однако определенные условия для этого все-таки созданы. Даже если не будет сильного роста цен на нефть, то положение спасут хорошо заложенные показатели, такие как инфляция на уровне 4% и нефть в $40 за баррель. А если цены на нефть поднимутся выше $40, то все дополнительные доходы по бюджетному правилу, как по старому, так и по новому, будут направляться на социальные обязательства", - заверила профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.
Подводя итог, эксперт уточнила, что едва ли можно требовать, чтобы в условиях экономического кризиса возник сколь-либо серьезный рост ВВП. "Мы более-менее выбираемся из кризиса, а потом уже будем стремиться к каким-то структурным перестройкам, но это будет уже, может быть, в 2019 году и позже", - заключила Людмила Пронина.