В ночь на 27 ноября исполнился 31 год со дня одного из самых страшных событий армяно-азербайджанского конфликта – Гугаркского погрома. Тогда, в ноябре 1988 года, националисты атаковали село Вартанлы Гугаркского района Армянской ССР, их целью было азербайджанское население.
За 26-27 ноября 20 местных азербайджанцев были убиты в ходе перестрелок с экстремистами, пришедшими из Кировакана (ныне Ванадзор), остальным пришлось спасаться бегством, несмотря на сильный снегопад. Армяне, помогавшие односельчанам-азербайджанцам, были жестоко избиты. Аналогичный погром был устроен в селе Куйбышев.
Генпрокуратура СССР по факту убийств возбудила уголовное дело, однако преступники так и не были найдены. Организаторы и исполнители этого преступления, как и многих других, совершенных в АрмССР и Нагорно-Карабахской автономной области АзССР в конце восьмидесятых – начале девяностых, до сих пор не установлены.
На бездействие советского правосудия в отношении антиазербайджанских погромов в Армении в свое время обращал внимание 1-й Генеральный прокурор Азербайджанской Республики Исмет Гаибов. В интервью азербайджанскому телевидению он изложил статистику безнаказанности преступников.
"В Гугаркском районе убито 20 азербайджанцев. Гугаркский район – население 40 тысяч, Сумгаит – население более 300 тысяч. Ни в какое сравнение по масштабу уничтожение села в этом Гугаркском районе не идет с Сумгаитом. В Сумгаите мною арестовано, санкционировано 96 преступников, обвиняемых, в последующем все они получили судебное решение, по приговору суда осуждены к различным срокам наказания", - прежде всего напоминал он, что все преступники по сумгаитскому делу понесли наказание.
"Однако по Гугаркску, по Кировакану, по Ленинакану, по многочисленным убийствам, кроме того, по массовым беспорядкам в аэропорте Звартноц, по разграблению имущества войсковых частей, по грабежу на складах в воинских частях, нападения на отделения милиции, на кабинеты ДОСААФ, в большом, огромном, особо крупном количестве хищения оружия и убийства, которые я перечислил – привлечено к уголовной ответственности всего 4 человека", - подчеркивал Исмет Гаибов нежелание властей Армении вершить правосудие.
"Это кощунственно, невозможно об этом говорить. Это позор для правоохранительной системы вообще страны и Армении в том числе. Как это можно? Мы говорим о неотвратимости наказания, мы говорим о неотвратимости ответственности. Каждый должен отвечать за свою вину. И каждый виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности", - заключал 1-й Генеральный прокурор Азербайджана.
Сам Исмет Гаибов вместе с другими представителями высшего руководства Азербайджана, а также гражданами России и Казахстана вскоре стал жертвой столь же безнаказанного преступления – 20 ноября 1991 года вертолет, в котором они летели в Мартуни, был обстрелян и сбит в небе над Каракендом в Нагорном Карабахе. Этот теракт стал тяжелым ударом по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, поскольку погубил ключевых миротворцев, стремившихся решить конфликт до того, как он перерастет в активные боевые действия.
Вместе с тем в тот день погибла и перспектива оперативно расследовать и раскрыть преступления, творившиеся в Армении и Карабахе в последние годы существования СССР.