Вестник Кавказа

Что ждет Грецию дальше?

В Греции после трех недель "каникул" возобновили свою работу местные банки. При этом в отношении них будут действовать некоторые ограничения.

В частности, по-прежнему сохраняется предельный размер суммы, которую можно снять в банкоматах, однако теперь эта норма будет смягчена. Если раньше клиенты банков могли снять лишь 60 евро в сутки, то теперь ограничение будет более гибким. "С субботы 25 июля до субботы 1 августа и в последующие недели с 1 августа они смогут снимать 420 евро за неделю. Если кто-то не снял деньги за текущую неделю, то теряет это право", - цитирует председателя Национального банка Греции и Союза греческих банков Луку Кацели ТАСС.

Кроме того, банкам запрещается открывать новые сберегательные или срочные счета, активировать не использовавшиеся длительное время счета, а также вносить новых людей, например, членов одной семьи, в число пользователей уже открытого счета. Также теперь недоступно досрочное, частичное или полное погашение кредитов в кредитных учреждениях, частичное или полное снятие средств со срочных вкладов. Однако в качестве исключения разрешается в срочном порядке снять средства с депозита для "оплаты долгов перед государством и органами социального обеспечения, оплаты текущей задолженности или просроченного кредита в том же кредитном учреждении, выплаты заработной платы в том же банке, оплаты обучения и расходов на госпитализацию в Греции и за рубежом, оплаты услуг поставщиков, которые держат счета в той же кредитной организации", предписывает Минфин Греции.

Подобные ограничения свидетельствуют о том, в какой тяжелой ситуации оказалась экономика страны. В связи с этим возникают закономерные вопросы, по силам ли Греции выполнить условия соглашения, продиктованные ей кредиторами, и что ждет страну дальше.

Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ Владимир Оленченко, "Давайте будем смотреть не столько на форму, сколько на содержание. То есть и сами греческие администраторы, скажем так, или правительство, - они достаточно искушенные политики и кредиторы тоже, я бы так сказал, они искушенные кредиторы. В том плане, что они понимают, что нужно, если ставится какая-то задача, то всегда первый этап - это этап апробирования или эксперимента, получается или нет. И я вот думаю, что вот те сроки, которые сейчас установили, которые вы назвали - июль-август - они скорее всего такой пробный этап", - отметил эксперт.

"Сейчас, с одной стороны, надо успокоить население, потому что до этого присутствовали элементы паники. Второй вопрос - надо посмотреть, какой будет спрос на эти деньги. Сейчас любые рассуждения носят предположительный характер, как со стороны кредиторов, так и со стороны правительства. Тот вопрос, который вы задали, конечно, волнует не только нас с вами, но и интересует в первую очередь кредиторов. Но Грецию он тоже должен интересовать, потому что от этого зависит ее международный авторитет, а от него, соответственно, зависит, будут ли ей давать деньги, в широком смысле слова, не только как стране, но и как компаниям, и как частным лицам. Поэтому, я думаю - сейчас мы будем наблюдать с обеих сторон такое, я бы сказал, бережное отношение к достигнутым договоренностям и попытки доказать, что этот механизм может работать и может обеспечить функционирование греческой экономики, а в перспективе может помочь кредиторам получить свои долги", - так оценил нынешнюю ситуацию Владимир Оленченко.

Что касается того, что ждет Грецию дальше, тут все достаточно понятно, считает политолог: "Ей нужно возвращать долги, потому что тут такой замкнутый, порочный круг. Если она не вернет долги, ей никто не будет давать новые кредиты. А для того, чтобы развивать экономику, нужны какие-то внешние заимствования. Поэтому, безусловно, Греция будет стремиться к этому. С другой стороны страны-кредиторы в то же время являются странами, которые заинтересованы в том, чтобы Греция обладала каким-то спросом. Они ведь экспортеры продукции. Взять, к примеру, вооружение. США и Германия - основные поставщики вооружений для греческой армии. Заинтересованы ли они в том, чтобы спрос сохранился? Конечно, заинтересованы. Они это понимают, поэтому будут искать какой-то баланс. Поэтому я думаю, что сейчас тот всплеск эмоций, который мы наблюдали в мае и июне, безусловно, пойдет на спад, и, естественно, греки будут искать какие-то варианты", - считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ.

"Для Греции сейчас важны не долги, а стимулы для экономического развития, потому что, если брать новые долги, то есть перекладывать деньги из одного кармана в другой, богаче не станешь. Соответственно, нужны стимулы для развития, а для того, чтобы развиваться, нужны инвестиции. С одной стороны, греки сейчас ищут инвесторов, с другой - какие-то области, куда инвестировать. По условиям соглашения новые кредиты, предоставляемые Греции, являются залоговыми, так как за них заложена какая-то собственность. В данном случае залогом выступают те предприятия и хозяйственные объекты, которые предназначены для приватизации. Поэтому мы будем наблюдать процесс перехода госсобственности в частные руки, деньги, которые будут получаться от этого, частично будут идти на погашение и обслуживание долгов, а частично - на новые инвестиции. Я так себе вижу будущий сценарий", - заключил Владимир Оленченко.

Со своей стороны директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, профессор Руслан Гринберг отметил, что Греция абсолютно не способна выполнить условия соглашения, продиктованные ей кредиторами. "Шансов на то, что Афины смогут расплатиться, нет никаких. Политическая ситуация в еврозоне становится тяжелая, неприязнь Германии растет. Думаю, что экономически и политически было бы разумно сделать так, чтобы немцы лишились половины долга, как это было в 1994 году с Польшей и в 1997 году с Россией. Но немцы диктуют правила, им вторят финны и голландцы", - заявил Гринберг, добавив, что риски от выхода Греции из ЕС намного выше, чем оставление ее в рамках еврозоны.

11035 просмотров

Видео

Все видео


реклама