Накануне вечером из Берна пришло известие о решении правительства Швейцарии снять ранее введенные санкции против Ирана.
"12 августа 2015 года, принимая во внимание решающий поворот в переговорах по досье, открытому уже 12 лет, Федеральный Совет принял решения снять санкции с Ирана, действие которых было приостановлено с января 2014 года… Соответствующие изменения в законодательство вступают в силу 13 августа 2015 года", - говорится в правительственном заявлении.
Иной позиции придерживаются на противоположной стороне Атлантики. Спустя считаные часы после швейцарского решения представитель Госдепартамента США Марк Тонер сообщил, что Вашингтон не собирается предпринимать аналогичные действия. "Мы заявляем, что не начнем предусмотренное соглашением снятие санкций (с Тегерана) до тех пор, пока Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не убедится, что Иран предпринял все (предусмотренные договоренностями) основные шаги в ядерной сфере. Такой подход остается нашей политической установкой. Так что пока это не произойдет, мы намерены продолжать твердое соблюдение этих санкций", - подчеркнул он.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев объяснил, в чем заключается различие подходов двух стран к проблеме санкций против Ирана и как скоро Вашингтон избавит от них Тегеран.
По словам эксперта, на сегодняшний день преждевременно говорить о снятии США ограничений, действующих в отношении ИРИ. "В соответствии со всеобъемлющим планом действий от 14 июля 2015 года, предполагается, что в течение 8 лет США будут осуществлять лишь процесс приостановки санкций, связанных с иранской ядерной программой. В данном случае имеются в виду все те санкции, которые были введены в отношении ИРИ и которые не связаны с ядерной программой, а иранский ядерный кризис возник только в 2003 году. Поэтому все остальные ограничения, которые были приняты до и после этого, но не были связаны с иранской ядерной программой, сохраняют свое действие. А это приблизительно половина от всех санкций, которые США ввели против Ирана. Соответственно, они вообще не рассматриваются. Эти санкции будут продолжать действовать", - отметил он.
"Теперь возьмем те санкции, которые имеют отношение к ядерной программе. Они являются разными. Сюда входят как те санкции, которые были приняты органами исполнительной власти, то есть президентом США, так и те, которые имеют форму закона, поскольку были приняты Конгрессом. Для них предусмотрены разные процедуры. Если органы исполнительной власти приняли документ, то в этом случае Барак Обама может приостановить срок их действия на год. Но в следующем году президент США опять должен будет принимать аналогичное решение. Соответственно, Барак Обама через год с небольшим уйдет, и следующий президент может их просто не продлить. Даже эти органы исполнительной власти, которыми приняты были акты, их снимать не будут. Речь идет только о приостановке", - уточнил Евсеев.
"Теперь рассмотрим документы, которые были приняты Конгрессом и носят силу закона. В отношении них полномочия президента США позволяют вводить лишь приостановку санкций сроком на 6 месяцев. То есть получается, что даже до окончания срока своего правления Обама должен будет несколько раз приостановить срок их действия. Говорить же именно о снятии санкций можно будет только спустя 8 лет после того, когда соглашение вступит в силу, а это произойдет, если не помешает Конгресс США, приблизительно в октябре нынешнего года. То есть еще 8 лет они будут продолжать действовать. Но они могут быть приостановлены. И только после этих 8 лет речь может пойти о начале процесса снятия антииранских санкций, которые имеют отношение к ядерной сфере", - добавил он.
"Вот о чем разговор. Поэтому сейчас ни о каком снятии санкций не может быть и речи, потому что это невозможно в принципе. А приостановка американских санкций, скорее всего, начнется не раньше следующего года", - предположил эксперт.
Комментируя решение европейской страны об отзыве санкций, Владимир Евсеев обратил внимание на тот факт, что Берн находится в более простой ситуации. "Швейцария не является членом Европейского союза. Поэтому с этой точки зрения она могла принять такое решение, вне зависимости от решения ЕС, потому что она более свободна, чем государства-члены Евросоюза, и к ней то, что было согласовано, прямого отношения не имеет. Но опять же надо посмотреть, о чем идет разговор: о приостановке, о снятии санкций, в каких сферах. Надо конкретно разбираться по отдельным позициям", - резюмировал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ.