Глава Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) Али Кардор заявил, что Тегеран не планирует снижать объем нефтедобычи, несмотря на угрозу усиления санкций со стороны США.
Об этом он заявил на фоне активизации на нефтяных биржах "быков" – трейдеров, играющих на повышение цены. Сегодня цена декабрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent поднялась до $83,18 за баррель; ноябрьских фьючерсов на нефть марки WTI - до $73,53.
Кардор отметил, что Иран продолжит добычу, используя все имеющиеся у него мощности, у страны не будет трудностей с получением доходов от продажи нефти.
"Усилия, которые прилагает Министерство иностранных дел Ирана для заключения соглашения с ЕС, направлены на создание разнообразных способов решения этой проблемы", - приводит ТАСС слова главы NIOC.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова, заявление Кардора звучит весьма оптимистично. "Действительных возможностей сохранить продажи в случае американских санкций будет немного – продавать нефть Ирану будет очень сложно. В самом жестком сценарии останутся рабочими только серые схемы с выводом танкеров под флагами третьей стороны. Конечно, какой-то экспорт будет, у Ирана накоплен опыт предыдущего периода санкций – но даже этот опыт показывает, что, если Тегеран пошел на заключение ядерной сделки, ему не хватало обходных каналов для поддержания экспорта на том уровне, который нужен для получения необходимых валютных средств", - обратила внимание она, добавив, что новые санкции США затруднят даже экспорт в Азию.
При этом Иран сможет некоторым образом компенсировать потерю части экспорта ростом цен из-за активизации трейдеров-"быков", играющих на повышение котировок. "Как только Иран сокращает добычу и, главным образом, экспорт нефти, цены на нефть начинают расти, что нивелирует иранские потери от сокращения экспорта. Я думаю, что для Ирана сейчас будет очень сложный период, и, чтобы поддерживать добычу нефти на достигнутом уровне при сокращении экспорта, ему придется увеличивать мощность нефтеперерабатывающих предприятий. Пока сведений о том, что Иран увеличивает мощности НПЗ, у нас нет, ведь для этого нужны деньги на строительство новых заводов. Без иностранных инвестиций это вряд ли можно, в первую очередь стоит говорить о привлечении инвестиций из Китая. В любом случае сохранить уровень добычи после санкций Иран вряд ли сможет", - оценила Нина Мамедова.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в свою очередь, подчеркнул, что ожидаемые санкции США не запрещают Ирану добывать нефть. "Запрет будет на покупку у Ирана этой нефти, и сокращение добычи будет уже следствием, поскольку экспорт полностью остановится и девать добытую нефть будет некуда. Иранцы сейчас говорят о том, что торгуют все больше и больше с Китаем, которые тоже вступают с американцами в торговую войну и не хотят подчиняться американским санкциям. Также важна надежда Тегерана на создание европейцами при участии России некого инструмента, который позволит незаметно для американцев торговать иранской нефтью, исключая доллары из взаиморасчета. Европейцы пытаются создать этот инструмент для того, чтобы сохранить сделку по иранской ядерной программе, и от их успеха во многом будет зависеть, сократит ли Иран добычу или нет", - рассказал он.
"Пока что все складывается не в пользу Ирана, Индия и Япония сокращают закупки иранской нефти. Есть, впрочем, и некоторые успехи, как уход иранских танкеров из геолокации по всевозможным трекерам морских судов – они пытаются скрыть, кто, когда, где и что перегружает. В прошлый санкционный период суда отслеживались, так как был запрет на страховку судов с иранской нефтью, а теперь Иран пробует этот канал запрета перекрыть, чтобы никто не видел, как непосредственно уходит иранская нефть на мировой рынок. Если же новые инструменты не будут налажены, то Иран не сможет долго удерживать добычу без экспорта. Максимум, месяц он сможет закачивать нефть в танкеры, использовать их как плавучие хранилища и забивать хранилища на суше – как только они будут заполнены, придется сокращать объемы производства. В итоге, все зависит не от Ирана, а от Китая и Европы, насколько они захотят противостоять санкциям США", - заключил Игорь Юшков.