Иран намерен продавать свою нефть, какими бы ни были цены на нее на мировых рынках, заявил глава Миннефти республики Биджан Намдар Зангане.
"Мы должны продавать свою нефть, не взирая на то, идет ли цена вниз или вверх до $100 за баррель. Даже если мы хотим продавать нефть дороже, цена определяется рынком. После снятия санкций Иран вернет свою долю рынка в размере более 1 млн баррелей в сутки", - цитирует его ТАСС.
Зангане также сообщил о планах Ирана увеличить добычу на 500 тыс баррелей в сутки после снятия санкций.
До этого в июле министр заявлял о намерении республики довести этот показатель до 4,7 млн баррелей в сутки.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Ольга Маликова, несмотря на то, что Тегерану еще только предстоит претворить эти планы в жизнь, они уже оказывают заметное влияние на ситуацию на мировых рынках. "Именно наращивание Ираном добычи нефти и намерение в дальнейшем увеличить ее экспорт стало одним из серьезных факторов снижения цен на этот ресурс", - подчеркнула она.
"То есть, с одной стороны, на них повлияла долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, связанная с успехом новых технологий и снижением издержек нефтедобычи на сложных месторождениях. С другой стороны, это следствие того, что Иран анонсировал расширение объемов добычи и поставок нефти на мировой рынок. Это очень сильно повлияло на цены в плане снижения. Плюс плохие новости с мировых бирж. Это те факторы, которые давят на цены на нефть", - резюмировала Ольга Маликова.
В свою очередь доцент кафедры государственного регулирования экономики, заместитель заведующего кафедрой государственного регулирования экономики по учебной работе Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Иван Капитонов склонен более осторожно оценивать влияние возвращения Ирана на рынок. "Тут весь вопрос в объемах, которые они готовы предоставить на рынок. Я так понимаю, что инфраструктура Ирана достаточно долго простаивала, поэтому в первый год выдать большие, существенные объемы, способные повлиять на мировые цены в сторону понижения, они не смогут", - сказал он.
"Опять-таки мы должны с вами учитывать реакцию ОПЕК на эти события. Предполагаю, что, исходя из заявлений лидеров стран ОПЕК, мы будем видеть снижение в дальнейшем квот внутри блока с целью сохранения текущего уровня цен. Если Иран выйдет с большими объемами, а сразу ему это не удастся, в дальнейшем это будет скорректировано позицией стран ОПЕК и снижением соответствующих квот по блоку. Поэтому в долгосрочной перспективе мы с вами не увидим существенного влияния иранского фактора на нефтяные цены", - заключил эксперт.
Схожего мнения придерживается и азербайджанский нефтяной эксперт Сеймур Алиев. "Во-первых, ожидать значительного увеличения экспорта иранской нефти в ближайшее, я думаю, не стоит. Дело в том, что Иран законсервировал многие скважины в результате санкций и сокращения объемов экспорта. Для того, чтобы их расконсервировать и вернуть объемы добычи на прежний режим, потребуется достаточно времени. Поэтому ожидать, что Иран сразу выведет большие объемы нефти на рынок, не стоит", - уверен он.
"Во-вторых, это, конечно, большой вопрос, готов ли Иран действительно продавать нефть по любой цене. Естественно, для Ирана, как и для любой страны, экспортирующей нефть, высокие цены на нефть более интересны, чем низкие. Это аксиома. Поэтому ожидать, что Иран готов снижать цены на нефть, тем более, что совсем недавно было заявление о возможности сбора стран ОПЕК. А ведь именно Иран готов был инициировать внеочередное заседание ОПЕК для понижения квоты и, соответственно, увеличения цен на нефть. То есть Иран заинтересован в высоких ценах на нефть", - подытожил Сеймур Алиев.