На прошлой неделе появилась информация со ссылкой на заявление экс-посла США в Азербайджане Мэтью Брайзы о предложении дочерней структуры Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР / SOCAR) Turcas Holding построить газопровод по дну Средиземного моря, который соединил бы израильские газовые месторождения и турецкий порт. Предложение было направлено как в Израиль, так и в Турцию, однако, до сегодняшнего дня ни та, ни другая сторона так и не ответили на него.
Напомним, по проекту, газопровод стоимостью в $2,5 млрд и длиной в 470 км должен быть проложен от месторождений "Левиафан" и "Тамар" до турецкого порта Мерсин. При этом его пропускная способность составит до 16 млрд кубометров газа в год. "Вестник Кавказа" попросил главу бакинского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана оценить перспективы этого проекта самого по себе и в свете строительства "Южного газового коридора" маршрута транспортировки азербайджанского газа на европейские рынки.
"Я посмотрел на эту информацию: 15-16 млрд кубометров в год с двух газовых месторождений из Израиля в Турцию и замечу, что в первую очередь возникает вопрос доставки этих объёмов из Турции в Европу. Естественно, эти 15-16 млрд кубометров нельзя направить в трубопровод TAP. Если эту новую трубу и построят, то, с учётом начала разработки израильских месторождений, в лучшем случае это до 2020 года будет тянуться. Но к этому времени трубопровод TAP, который имеет пропускную способность 10 млрд кубометров, не будет в состоянии принимать такие объёмы", - пояснил Шабан препятствия, стоящие на пути дальнейшей транспортировки израильского газа с территории Турции.
"TAP, разумеется, имеет возможность для расширения до 20 млрд кубометров, но это расширения будет сделано под начало разработки месторождения Апшерон, когда к газу "Шахдениза" в поставках в Европу присоединится апшеронский газ. По этим причинам израильский газ не может быть направлен через азербайджанские трубопроводы в Европу", - отметил эксперт, добавив, что к тому же это, безусловно, создаст дополнительную конкуренцию на рынке.
По его словам, этот проект Turcas Holding открывает перспективы для реализации другого, отложенного в "долгий ящик" газопровода Nabucco West. "Если действительно появятся стабильные поставки израильского газа на протяжении 20 лет в этих объёмах - 15-16 млрд кубометров - тогда, я думаю, на повестку дня может встать трубопровод Nabucco West. Почему я говорю не Nabucco, а именно о Nabucco West? Потому что израильские объёмы можно по инфраструктуре самого Botas транспортировать с юга к западной части Турции без проблем", - рассказал Ильхам Шабан.
Само же строительства трубопровода по дну Средиземного моря не представляется сегодня чем-либо сверхъестественным. "Когда компания Eni строила "Голубой поток", трубопровод прокладывали на глубине 2 км и проблем не было. Средиземное море отличается от других морей только тем, что оно очень солёное, но это не представляет такой опасности, если труба в хорошей изоляции бетонированная и проложенная под дном. На протяжении долгого-долгого периода времени без проблем можно такую трубу эксплуатировать", - заверил эксперт.