Президентские выборы в Грузии пройдут 28 октября. Об этом сегодня сообщил президент страны Георгий Маргвелашвили.
"Данное решение согласовано с премьер-министром. Соответствующее постановление будет направлено премьер-министру Грузии, и далее пройдут соответствующие процедуры", - цитирует его Спутник - Грузия. На этот раз в качестве исключения президента выберут сроком на шесть лет. После этого его будет выбирать не народ, а парламент. Это предусмотрено обновленной Конституцией Грузии.
О намерении баллотироваться в президенты Грузии уже объявили бывший спикер парламента, лидер "Движения строительства" Давид Усупашвили, глава "Лейбористской партии Грузии" Шалва Нателашвили, один из лидеров партии "Гирчи" Зураб Джапаридзе, один из лидеров движения "Грузинский марш" Сандро Брегадзе, член "Единого национального движения", экс-министр иностранных дел Григол Вашадзе, а также бывший спикер парламента Грузии, один из лидеров оппозиционной партии "Европейская Грузия - движение за свободу" Давид Бакрадзе. К президентской гонке также может присоединиться бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе.
На прошлой неделе экс-премьер Грузии и председатель "Грузинской мечты", миллиардер Бидзина Иванишвили предложил однопартийцам поддержать независимого кандидата. А если такового не будет, и вовсе уступить президентское кресло кандидату от оппозиционной партии. По его словам, на данном этапе в качестве кандидата в партии рассматриваются Зураб Абашидзе, Созар Субари, Давид Сергеенко, Тея Цулукиани. Между тем в грузинских СМИ активно обсуждается версия о том, что "Грузинская мечта" сделает ставку на независимого депутата парламента, бывшего министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе в первую очередь отметил, что участие в выборах нынешнего президента Георгия Маргвелашвили маловероятно. "Он сам прекрасно понимает, что все соцопросы верны и у него нет того рейтинга, который бы позволял рассчитывать на что-то. Думаю, не просто так он не создал альянса с Усупашвили. Поэтому, даже если Маргвелашвили и примет участие в выборах, то шансов на победу у него нет", - пояснил эксперт.
В то же время он напомнил, что у грузинского президента теперь сугубо представительные функции. "Президент Грузии – это уже совсем не то, что было раньше, поскольку произошел переход к парламентской форме правления. Больше никакой власти у президента быть не может. Но дело тут в другом. В том случае, если "Мечта" поставит своего кандидата или объявит, что поддерживает какого-то независимого кандидата, и при этом состоится второй тур, этого уже будет достаточно, чтобы народ, который и так скептически относится к "Мечте", счел это поражением правящей партии. А это будет иметь плохие последствия для политической группы, у которой все еще конституционное большинство в парламенте", - указал политолог.
Кроме того, он обратил внимание на то, что "Грузинская мечта" на предстоящих выборах вероятнее всего поддержит Саломе Зурабишвили, которая выдвинется в качестве независимого кандидата. "Она не является членом партии "Мечта", поэтому "Мечта" может ее поддержать. Но мне кажется, что неплохие шансы были бы у Зураба Абашидзе. Он достаточно известный человек, профессиональный дипломат, из очень известной семьи. Отец его был всеми любимый поэт - академик Ираклий Абашидзе. Так что если бы он согласился, то шансы бы у него были. Однако я сомневаюсь, что это произойдет", - считает Петре Мамрадзе.
При этом он отметил позицию Бидзины Иванишвили по данному вопросу, который в своем недавнем интервью заявил, что "Мечте" было бы лучше не выставлять своего кандидата и дать возможность занять этот пост представителю оппозиции. "Правящей партии, которая и так обладает конституционным большинством в парламенте и полностью контролирует исполнительную власть абсолютно на всех уровнях, ничего не даст победа на президентских выборах. Скорее всего, она прибавит себе негатива, поскольку народ это воспримет как использование административного и финансового ресурса. Это еще больше понизит легитимность "Мечты". Так что я бы, например, поддержал Иванишвили во мнении вовсе никого выставлять на предстоящие выборы", - заявил руководитель Института стратегии управления.
Помимо этого, эксперт поделился своим мнением о том, кто из кандидатов всерьез может побороться за президентский пост. "Конечно, до выборов многое может измениться, потому что Грузия является одной из тех стран, где в последний месяц все может резко поменяться. Сейчас были проведены достаточно надежные опросы, согласно которым около 80% населения до сих пор не определились, кому же они отдадут свои предпочтения. А из тех, кто определились, 10% являются сторонниками партии ЕНД, Вашадзе, но исключительно из-за того, что партия просто ассоциируется с Михаилом Саакашвили. Саакашвили свои 10-12% поддержки имеет и сейчас, как бы это ни было курьезно. Поэтому Давид Бакрадзе, который был в свое время представителем ЕНД, и на президентских выборах даже набрал 22-23%. Но сейчас у него рейтинг гораздо меньше. Что касается Усупашвили, Бурджанадзе и других, то их рейтинги близки к статистическому нулю", - рассказал политолог.
По его словам, на данный момент среди кандидатов попросту нет фигуры, которая вызвала бы какой-то реальный энтузиазм у населения. "В 2012 году, когда весь народ высыпал на улицы и поддерживал Иванишвили, некоторые люди в очередях стояли и последние 15-20 лари отдавали в банк Иванишвили, чтобы его не разорили. Вот это был энтузиазм, это была общенародная поддержка. Сейчас ничего такого нет. Скепсис по отношению к партиям и лидерам процветает. Сейчас период полного спада энтузиазма, фрустрации", - заключил Петре Мамрадзе.
В свою очередь, руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани акцентировала внимание на том, что у действующего президента Георгия Маргвелашвили очень мало шансов на предстоящих выборах. "Во-первых, он абсолютно разочаровал ту команду, которая его представила на этот пост, и лично Бидзину Иванишвили. А во-вторых, целый ряд непопулярных решений с его стороны и большое количество использованных вето не дает ему никаких преимуществ и среди населения. Ранее был вариант, при котором Маргвелашвили заручится поддержкой оппозиции, однако сейчас предстать кандидатом единой оппозиции у него уже никак не получится. Так что его шансы близки к нулю. Я не думаю, что он вообще выставит свою кандидатуру. Это просто неразумно", - поведала эксперт.
При этом она подчеркнула, что правящая партия, скорее всего, не станет выдвигать свою кандидатуру, о чем ранее заявлял сам Бидзина Иванишвили. "Получается, что косвенно они поддерживают Саломе Зурабишвили, которая якобы является независимым кандидатом, как и при парламентских выборах. Она как бы была независимым кандидатом, но "Грузинская мечта" ее косвенно поддерживала и практически обеспечила ее победу. С самого начала в "Грузинской мечте" было много разговоров о том, чтобы была кандидат-женщина и человек не из партии. В общем, это все против Бурджаназде, потому что она является достаточно серьезной кандидатурой. Именно по этой причине они хотели поддержать именно женщину-кандидата, которая бы при этом не входила в партию", - объяснила политолог.
Она также напомнила, что в последние годы против Нино Бурджаназде идут серьезные действия. "В частности, через суды ее лишили бюджетного финансирования, а это очень серьезный удар. Каково сейчас идти без денег на президентские выборы, когда по последним подсчетам минимум 10 млн лари нужно для того, чтобы провести полноценную предвыборную кампанию по всей стране", - уточнила эксперт.
Помимо этого, она оценила перспективы других кандидатов на предстоящих выборах. "Усупашвили потерял поддержку Бидзины Иванишвили, он ушел из Республиканской партии и создал новую, но у этой партии нет никакой поддержки. У Вашадзе и Бакрадзе шансов тоже нет. Очень часто в президентских или других выборах участвуют не с целью победить, а для того, чтобы выйти на почетное второе место и застолбить за собой звание главной оппозиции. Например, после того, как "Единое национальное движение" стало совсем не единым и разошлось на несколько частей, там началась эта самая борьба за почетное второе место", - резюмировала руководитель Центра глобальных исследований.