По итогам первого тура выборов президента Франции победу одержал лидер движения "Вперед!" Эмманюэль Макрон. По предварительным данным, опубликованным МВД Франции, он набрал 23,86% голосов.
Главный политический соперник Макрона, председатель "Национального фронта" Марин Ле Пен получила 21,43% голосов и прошла таким образом во второй тур.
Кандидат от правоцентристской партии "Республиканцы" Франсуа Фийон занял третье место, за него отдали свои голоса 19,94% пришедших на выборы граждан. На четвертом месте по итогам первого тура расположился лидер леворадикального движения "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон, набравший 19,62% голосов избирателей.
Представитель Французской социалистической партии Бенуа Амон получил 6,35% голосов. Остальные кандидаты не смогли преодолеть пятипроцентный порог, передает ТАСС.
Второй тур выборов состоится 7 мая, большинство соцопросов пророчат победу Макрону. По версии института Ipsos, Макрон победит Ле Пен с 62% голосов против 38%, а по данным Harris Interactive, Макрон опередит Ле Пен с 64% против 36%.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, комментируя итоги первого тура в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа", пояснил, что на выборах присутствовали кандидаты, не обладающие серьезным политическим потенциалом, за исключением только Марин Ле Пен, так что изначально было понятно, что президент будет избран лишь во втором туре.
По его словам, кампания была напрямую организована так, чтобы объединить всех для противостояния Ле Пен. "Очевидно было, что Амон и Фийон проиграют Макрону, но, тем не менее, они участвовали. Более того, Фийон высказывался в пользу России с целью оттянуть на себя часть голосов, которые могла бы получить Ле Пен. Такую же роль играет фигура Меланшона, который включился в кампанию в последний момент, а его лозунги и поведение практически полностью дублируют кандидата "Национального фронта". Произошло искусственное распыление голосов, которые могла бы получить Ле Пен. Сейчас она набрала 21%, а у Меланшона 19%. То есть, если бы не Меланшон, она завоевала бы по меньшей мере 40% голосов", - отметил Оленченко.
"Все понимали, что будет второй тур, и были предприняты усилия, дабы оттеснить Ле Пен и провести во второй тур или Меланшона, или Фийона. В частности, все франкоязычные СМИ окружающих стран - Швейцарии, Бельгии - настойчиво публиковали прогнозы, что во второй тур пройдет Фийон. Одновременно проводились опросы общественного мнения о том, что Меланшон предпочтительнее Ле Пен. Но французский избиратель сделал свой выбор и устойчиво отдал голоса за Ле Пен. А те голоса, которые ушли за Макрона, олицетворяют применение политтехнологий и денег во французской избирательной кампании", - указал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
Результаты второго тура, отметил эксперт, прогнозировать затруднительно: нельзя с уверенностью ожидать, что Марин Ле Пен повторит судьбу своего отца, и все, кто голосовал накануне за Фийона и Меланшона, отдадут голоса Макрону. "На протяжении двух недель до 7 мая будет идти очень серьезная анти-лепеновская кампания. Фийон и Амон накануне, еще до закрытия избирательных участков, призвали своих сторонников голосовать за Макрона. Но если Меланшону хватит мужества и он призовет своих избирателей голосовать за Ле Пен, то у нее может оказаться равное количество голосов с Макроном. Тогда будет иметь большое значение то, как поведут себя колеблющиеся французы", - заявил он.
От того, кто в итоге завоюет симпатии большинства избирателей и выиграет выборы, зависит социально-экономическая жизнь Франции в ближайшие пять лет, подчеркнул политолог. "Франция – это традиционно страна, которую называют социальным государством, и ее экономика завязана на предоставление широкого круга социальных услуг населению в области здравоохранения, образования, пенсий и разовых социальных услуг. Франция по всем этим показателям идет на первом месте. Но предоставление таких социальных услуг требует очень серьезной подпитки, и сейчас французская экономика не справляется с этим", - поведал эксперт.
"Ле Пен считает, что есть возможности улучшения, она не собирается менять социально-экономический ориентир Франции, а ищет источники, одним из которых считается оживление или наращивание экономических связей с Россией. Ей противостоит точка зрения Макрона, лидера либерально-социальной партии, который хочет провести переустройство экономики Франции, сократив социальный сектор и государственное вмешательство, то есть перейти к либеральной модели экономики, отдав максимальные права бизнесу и минимальные - государству и населению", - заключил Владимир Оленченко.
Заместитель декана факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев подчеркнул, что распыление голосов избирателей свидетельствует об отсутствии единой национальной идеи, которая при Олланде была отдана на откуп идее общеевропейской, что привело к высокой раздробленности французского общества. "Это было в интересах Германии, которая сейчас превалирует в Евросоюзе, и это вызвало полный разброд и шатание внутри французского истеблишмента и сказалось на предпочтениях самих французов. Сложилось четыре сектора, но сейчас, после первого тура, три кандидата сгруппировались, двое из них призвали своих сторонников голосовать за Макрона, а Ле Пен осталась одна. Это говорит о том, что три гребца французской политической лодки перешли на одну сторону, а это может лодку и перевернуть", - предупредил политолог.
Итоги второго тура, полагает эксперт, вполне могут оказаться неожиданными для аналитиков и привести Ле Пен на пост президента - так же неожиданно, как Великобритания проголосовала за Brexit, а американцы выбрали президентом Дональда Трампа. "Кроме того, на этих выборах уже проявилось необычное для французов явление. Обычно французский избиратель очень ярко демонстрирует свои предпочтения на опросах и экзитполах. А сейчас сыграла свою роль репутация "Национального фронта", которых десятилетиями СМИ позиционировали как маргинальную структуру, с которой себя ассоциировать неприлично. Но при этом есть огромная масса сторонников "Национального фронта", которые просто не говорят о своих взглядах вслух. Накануне на избирательные участки пришло около 60%, а еще 30% - это молчаливый резерв, который может сработать неожиданно для тех, кто уверен в победе Макрона", - заявил заместитель декана факультета мировой экономики и международных отношений.
По его словам, победа Макрона для Франции означает продолжение курса Олланда на жесткую координацию с Евросоюзом, превращение ее во второразрядную державу, полностью подчиняющуюся внутрисоюзному и политическому курсу Германии, и, соответственно, ухудшение отношений с Россией. Победа Ле Пен приведет к развитию формата Brexit, так как есть почти полная уверенность, что через какой-то период времени, если она получит поддержку на выборах в парламент, - Франция незамедлительно выйдет из европейской зоны, закроет границы, отменит Шенген, и, по-видимому, начнет процесс выхода из ЕС. "Здесь, скорее всего, Франция будет подчиняться той своеобразной структуре, которую формируют США, Канада, Великобритания", - заключил Андрей Суздальцев.