Европейский союз и Китай намерены произвести перестройку Всемирной торговой организации (ВТО). С этой целью стороны создают совместную группу по вопросам реформирования ВТО.
"Я приветствую тот факт, что ЕС и Китай договорились создать совместную группу по вопросам реформированию ВТО, и речь идет не только о том, чтобы создать группу, но и чтобы достичь результатов", - заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Ранее президент Соединенных Штатов Дональд Трамп пригрозил ВТО ответными действиями за "плохое обращение" с Америкой.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности (ФНБ) РАНХиГС Александр Михайленко, проблема состоит в том, что страны слишком по-разному понимают нормы и правила ВТО. "Если раньше, еще когда действовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле, предтеча ВТО, было простое правило, что дешевой и качественной продукции не должно чиниться препятствий при продажах, производители должны свободно продавать подобные товары независимо от государственных границ, то теперь все иначе. США потребовали так называемого справедливого ценообразовании, что, в понимании Дональда Трампа означает защиту американских производств от проигрыша в честной конкурентной борьбе. США сейчас смотрят на проблему просто: если есть дефицит торгового баланса с той или иной страной, то эта страна плохая, она ведет себя неправильно, будь то немцы, китайцы или кто-то еще. То есть нужно исходить из того, что одинаковых требований к реформе ВТО на данный момент нет", - сказал он.
Эксперт обратил внимание, что Европа и Китай заявили о совместном намерении реформировать ВТО из-за торговых войн с США, которые их и объединили. "Евросоюз и Китай сейчас, фактически, находятся в союзе против американцев. И те, и другие подали запрос в ВТО о консультации и разбирательстве по пошлинам, введенным американцами. При этом следует понимать, что, к примеру, помимо желания стран урегулировать торговый конфликт с Вашингтоном, есть целый ряд новых вопросов, не существовавших в дни создания ВТО, которые действительно стоило бы обсудить на уровне всей организации, к примеру, электронная торговля, сейчас это направление очень быстро развивается, и международные аспекты, связанные с этой темой необходимо дорабатывать и изменять, дабы ситуация из конфликтного поля перешла в поле регулирования", - подчеркнул Александр Михайленко.
В целом, реформа ВТО не будет одномоментным событием. "Разовое мероприятие – поставить на место американцев, после чего якобы ВТО начнет хорошо функционировать – не будет подлинной реформой организации. Реформирование – это постоянное усовершенствование деятельности организации, и для того, чтобы не то что начать обсуждать, а даже увидеть крупные структурные изменения, необходим консенсус стран-членов ВТО. Если консенсус будет (а его пока не видно), то изменение форм и методов регулирования всемирной торговли будет вполне реально, тем более если за дело серьезно возьмутся два столь крупных игрока, как Китай и ЕС (напомню, Китай стоит на первом месте по торговому обороту, ЕС на третьем). То есть сейчас нужно ждать, согласуют ли Брюссель и Пекин некое консолидированное решение, и если это произойдет, в развитии ВТО будет совершен значительный шаг", - заявил профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности (ФНБ) РАНХиГС.
Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков обратил внимание на неспособность современного ВТО влиять на своих членов для соблюдения общих правил. "Существует, к примеру, беспошлинная торговля алюминием, но Штаты берут и выставляют дополнительные пошлины России, Китаю, отдельным странам Евросоюза, оставляя при этом беспошлинный ввоз металла из Канады и Мексики – и все эти страны являются членами ВТО, то есть налицо избирательность, которая в рамках Всемирной торговой организации попросту запрещена. Американцы ссылаются на то, что торговля алюминием – это стратегическая угроза для экономики США, поэтому право на пошлины у них есть, но тогда, выходит, и Россия может ввести пошлины на дешевый металл из Украины, и другие страны тоже. И все это совершенно вне правил ВТО. То есть как-то исправить организацию можно лишь в том случае, если мы устраним санкции и другие игры всех против кого-то одного, а так на сегодняшний день ВТО способна лишь на декларативные заявления, не более того", - заявил он.
"Если смотреть на то, какова в такой ситуации позиция России в ВТО, что оказывается, что наши глобальные усилия по вступлению в организацию себя не оправдали. ВТО не работает на цели, которые стоят перед нашей страной – она полезна, когда страна существует в рыночной, конкурентной среде и торгует со всеми странами. Но ведь мы не можем торговать со множеством стран из-за санкций, в результате цели государства не совпадают с целями компаний, работающих в национальной экономике. В результате оказывается, что ВТО хороша для отдельных корпораций, но в целом для страны она неэффективна", - добавил Юрий Юденков.